С первых дней жизни, учась воспринимать мир таким образом, чтобы оказалось возможным взаимодействовать с вещами и людьми, мы приобретаем багаж инструментов-иллюзий. Это части корневого описания мира, являющиеся действительно и инструментами познания-действия, и иллюзиями. Возможно, лучший пример такой двойственности - иллюзия непрерывности прерванной прямой. Возьмите лист бумаги, линейку и карандаш. Начертите отрезок прямой, прервите его, скажем, монеткой, (можно её обвести - тогда линию прервет кружок), и. едва-едва сместив линейку, "продолжите" прерванную прямую. На самом деле это будет совершенно другая линия. Но взгляд "сгладит" смещение, - возникает убедительная иллюзия одной непрерывной, заслоненной монетой линии. А ведь рисунок можно усложнить. Можно нагромождать иллюзии, доводить их до крайности, до саморазрушения, удваивать и т.д. Эта особенность восприятия кажется столь естественной, словно мы с ней родились. На самом деле она воспитана. До полутора лет ребенок воспринимает всё "таким, каково оно есть", - кавычки здесь существенны. Если мама спрятала понравившийся дитю маузер в косметичку, то дитё "потеряет" маузер из мира. Маузер может появиться откуда угодно, а может и не появиться вовсе. Косметичка в данном случае - аналог монетки, прервавшей линию на нашем рисунке. Но в полтора года бэби уже уверенно потянется к косметичке. И мир выстроится в порядок. Дни будут продолжать друг друга, мир за нашей спиной будет оставаться тем же, когда мы отворачиваемся от него, вещи обретут независимое существование. Правда, став, к примеру, физиком, повзрослевший бэби не сможет воспринять некоторые особенности микромира иначе, как парадокс. Хотя приписывать миру парадоксы значит вводить суждения о вещах в ряд самих вещей.
Всего один гештальт делает упорядоченным мир вокруг, - весь мир, начиная от будильника на столе - отдельного и целостного, хотя весьма затруднительно найти объективный носитель этих отдельности и целостности, - и кончая нашим восприятием времени как некоторой линии, или потока, или реки, - но непременно длительности, "идущей" или "текущей" из "будущего" в "прошлое" или как-то ещё. Древне-персидское словечко "маг" имеет тот же корень, что и санскритское "майя" - иллюзия. Маг - "иллюзионист", хозяин иллюзий мира.
Помните, как растерялся Карлос, когда исчез его автомобиль? к карте "Солнечного лета" Внутренняя речь как организатор восприятия Сайт создан в системе uCoz
|