«Человек внутри себя катастрофичен, именно поэтому ;                                                                             продуцирует катастрофы в окружающем мире…»

Ныне появилась реальная угроза того, Что "человек думающий" исчезнет с лица планеты, а его место займет "человек, потребляющий информацию". 
Стремительно эволюционирующий потребитель, духовный иждивенец, превратится в полностью управляемое существо. И если сравнивать динамику и мощность развития двух процессов, а именно - биологическую и психическую угрозы, станет ясно, что экология сознания, как и экология жизни человека, - острейшая проблема сегодняшнего дня. 

Наше время, как и всякое другое, тоже имеет свою индивидуальность, своё лицо. Производство набирает скорость и всё менее зависит от потребностей человека, всё более обуславливая их. Это времена безраздельного влияния СМИ, тотальной рекламы, имиджмейкеров и выборных технологий.
Человек в таком контексте имеет ценность и смысл исключительно как избиратель и покупатель. Отсюда и та высокая (по-видимости) степень свобод личностных при всё меньшей свободе реального духовного выбора.

Воспроизводится иллюзия, что человек может жить как ему захочется. Но вот что именно ему захочется – всё меньше определяется им самим.


Отнюдь не нами созданная ценностная ориентация целиком обуславливает любой наш выбор и контролирует наше внимание. 

Существуют ли альтернативные системы ценностей? 

Отбросив всевозможные дискредитировавшие себя утопические идеологии, здесь имеет смысл говорить о двух ценностных стратегиях, -- потребительской и познавательной (когнитивной,гностической), -- которые и определяют стиль жизни конкретного человека. 

Cегодня именно сознание отдельного человека подвергается мощному воздействию со стороны глобальной финансовой реальности. Человека всячески вынуждают развивать товарно-денежные отношения, ускорять и углублять товарно-денежные потоки. Человек в этой системе отношений не более чем движущий момент в циркуляции товаров и денег. Таким образом я оказываюсь полностью отчужденным от своей сущностной деятельности: движения к смыслу. 
Разные отрасли классической науки много говорят о творческом потенциале человека. Религии утверждают веру в совершенство, искусство стремится к красоте. И тем не менее в основном человек движется в направлениях противоположных. Он склонен к обману, фальши, авантюре, безнравственности, безрассудству, подвержен разрушительным страстям и привычкам. Он знает только собственное вожделеющее "эго", он живёт не как сущностная личность ("внутренний человек"), а как личность ложная, личина, производная функция социально-производственного механизма. 

Осознание внешнего как его личной проекции и интерпретации, для него дело весьма отдаленного будущего. 
Поэтому «внешнее» присваивает себе силу созидания, от которой я отказываюсь и, тем самым, становится мощным фактором, подчиняющим меня своим интересам и целям. 

Таким образом, человек превращает себя в объект манипуляций и эксплуатации со стороны условно внешних структур и личностей. Здесь уместно вспомнить следующее определение: "грязь - это то, что находится не на своём месте". Извне навязанные ценности, мнимые потребности, мотивации, цели и смыслы являются той внутренней грязью, с которой и начинается эко-катастрофа. Мы имеем дело не столько с издержками технического прогресса, сколько с кризисом человеческой свободы. Пресловутое "отчуждение", с блеском описанное ещё Марксом, это прежде всего отчуждение внешнего от внутреннего, противопоставление их, неизбежно ведущее к обусловленности внутреннего внешним.

Уяснение условности (виртуальности) внешнего и соответствующая радикальная переориентация системы ценностей, создание культуры жизни как реализации самости, безграничного раскрытия проявляющегося во встрече человека и мира свободного духа, предельного бытия, а с позиций религиозного описания мира - встреча идивидуальности с Истоком Творения , возвращение из пленённости мнимостями к жизни как диалогу с Богом через мир, - является задачей движения, называемого «экология сознания». 
Инициативная группа движения состоит из людей различной профессиональной направленности (философия, психология, программирование, технические дисциплины) и разных мировоззрений, объединённых одной ценностной системой, суть которой вкратце можно озвучить как направленность на понимание, смысл, поиск подлинного, полноценного бытия, с-мирения как жизни с миром, прозрачности сознания для себя самого и, соответвенно, действительной свободы выбора на всех уровнях, - от сиюминутно-бытового и социального до выбора судьбы, выбора того, "кем мне быть, что бы быть по-настоящему", - являющегося, по сути, возвращением к самому себе.

Наша деятельность осуществляется в трех направлениях: 

1. Развитие концепции экологии сознания как альтернативного и эффективного «описания мира», исходящего из понятия «самость» (сущность, "внутренний человек", - событие моего присутствия здесь и сейчас, личность как встреча с бытием )
/изнутри наружу, мир внешний есть отражение мира внутреннего/ 
2. Создание неагрессивной виртуальной коммуникационной среды, способствующей самораскрытию, саморазвитию, через формирование не-потребительского отношения к информации, становление когнитивно-ориентированой системы мотивации. 
3. Высвобождение потенциала культуры образа жизни, адекватного экологическому сознанию. 

Участников движения объединяет понимание альтернативы, которую вкратце можно описать поэтапно: 

1. Необходимость в изменении ценностной ориентации человека от потребления к пониманию. 

2. Самореализация человеческой сути является высшей ценностью и приоритетом. 

3. Человек может реализовать себя как тотальность всех своих существенных составляющих, в новых информационных условиях, только в пространстве ноосферы, - от уроня "очеловеченной" природы до уровня виртуальных коммуникативных пространств.

Глубинная реорганизация активности, с нашей точки зрения, возможна как переориентация сущностной человеческой деятельности, - понимания, - из способа познания в способ жизни.
(Понимание – контакт целостной личности с жизнью).
Мы говорим о самореализации (посредством понимания) человека потерянного и расколотого, изначально стремящегося к целостности и смыслу. 
Понимание как жизненная стратегия - это выбор позиции вопрошания относительно события моего присутствия здесь и сейчас. 
Человеческое существо, вычлененное из общей биологической среды, биосферы, неизбежно утрачивает перспективы соучастия в духовно-творческом потоке общечеловеческого движения к смыслу.
Но, тем не менее, полная его самореализация возможна только в ментальном измерении, ноосфере, и в частности -- в тех его формах, которые открываются сетевыми технологиями. 

Это ощущение отделенности, отпадения переживаются как состояния депрессии, вплоть до суицидных настроений и наркомании. Таким образом, мы имеем дело прежде всего именно с бытийным, экзистенциальным кризисом, - кризисом самоидентичности человека как духовного существа 

Предистория и контекст нашей постановки вопроса:

За прошедшие десятилетия, не смотря на успехи экологии как научной дисциплины, зародившийся одновременно с ней поиск эко-культуры, массовое понимание соответствующей проблематики не только не развились качественно, но и, с нашей точки зрения, подверглись некоторой неизбежной при всяком застое смысловой эрозии.
В сознании не-специалиста, ( а экологическая проблематика, - и это важно подчеркнуть, - по сути своей не "специальна", личностна), - экология ассоциируется с защитой среды (понимаемой как существующая где-то, - будь то проблема озера Байкал или вырубка лесов Амазонии), акциями протеста, эскапистскими опытами маргинальных "чистых" хозяйств и проч.
Необходимо прежде всего продвинутся к глубинному экологическому пониманию мира -- пониманию природы как единственного и совершенного дома человеческого сознания, достигшего своего завершения в ноосфере. 

И здесь мы приходим к очень важному тезису, который определяет реальную точку отсчета и осмысления:
Так называемая «внешняя среда» начинается с человеческого тела. Тело - "исходное эко", "дом души", преддверье мира и вход в мир, способ встречи сознания с миром.

Это отделение, вычленение тела из «внешней» (по-видимости) среды, обусловлено стереотипами восприятия, не соответствующими вызовам времени, и оказывается в итоге одним из ключевых моментов рассматриваемого кризиса. 

Очевидно, что человек, ориентированный на понимание своего тела, в отличии от человека потребляющего его, движется в сторону все большей осознанности жизненных процессов и трансформации тела в совершенный инструмент духа, вместо обычно практикуемого разрушения своего тела через потребление его как источника чувственных эффектов. 

Человек понимающий, в отличии от человека потребляющего, не выделяет жизнь своего, мнимо отдельного, тела, из организма единой жизни. При снятии оппозиции тело - мир обнаруживается реальная проблема: "замутнённость" сознания мнимыми, навязанными ценностями, непрозрачность информационной среды субъекта, явленая в его неосознанном отношении к множеству представлений о себе и мире как к очевидным. 
Осознав сам факт этого "внутреннего эко-кризиса", обнаружив за мнимой ясностью хаос и бессмысленность, человек неизбежно приходит к необходимости радикальных изменений. 

Такой человек постигает полноту события своего присутствия как тотальность живого. Его деятельность инициируется глубочайшим удовлетворением , сопровождающим расширение границ восприятия. Он бережно ступает, движется плавно, подобно воде, принимая любую подходящую случаю форму и подобно воде не теряя объёма своего присутствия, а, напротив, всё усиливая его интенсивность. 
Речь идет, таким образом, о человеке целостном, воплощающем в себе и природу, и цивилизацию в точке их взаимного пересечения, снимающем противоречия физического и духовного, естественности и технологического прогресса. 

Человечеством создано такое пространство самореализации, в котором "локальное" и "глобальное" существуют одно в другом. Этим пространством несомненно является виртуальное пространство ноосферы, реализующееся через интернет. 



Солнечное лето
проект "Экология сознания" начат!
комментарии 2003 г.
Экодолина: место, где всречаются дороги и горы


Сайт создан в системе uCoz

из переписки В.К. (1999 г):
... Если вынести за скобки просто впечатления от города, страны, людей, новых друзей и личных приключений, да еще удивительного питания - от которого с трудом отвыкаю в Москве, - то пожалуй надо сразу сказать о самом походе в горы. 
Мы пошли не стандартными маршрутами, по которым водят итальянцев и немцев, а в особое место между Казбеги и горой Гири - его женской ипостасью. Сначала на машине по военно-грузинской дороге наверно на полтора км вверх, может меньше, потом пешочком поднялись метров на 600-700 вдоль горной реки. Река (Хде) - ледниковая, вода просто волшебная, хоть не замерзает только потому что быстро течет, и взбита водопадами и порогами до состояния кислородного коктейля. 

На одной десятой подъема я был в ужасе, думая что во мне ошиблись, - я такого не осилю. Но горы - волшебное место. Там открываются какие-то резервы и это не истощает, наоборот. Меняешься быстро. Там все происходит на пересечении, переплетении двух ритмов - воды и гор. Ритм воды - травы, изобилие цветов, всякая живность альпийская, - из-за короткого горного лета при интенсивнейшем солнце форсированный, стоит часть воды в теле сменить на тамошнюю да окунуться пару раз с солнцепека в ледниковую воду - и этот ритм, это буйство уже в тебе. 

Ритм гор - упрощенно говоря, сила покоя. Проще понять через то, чем они кажутся вначале и чем оказываются когда ты ими принят. Сначала они видятся открыткой, потом, когда походишь и ощутишь, они ужасают. Это застывшая катастрофа, это стоп-кадр падений и взлетов, все кажется спящим драконом, - ненадежным и каким-то чуждым человеку. Потом видишь, что все это снято, все это не просто остановлено, но какбы узаконено как некий космос, живой и, как это ни странно, супер-комфортный для человека. Словно все наши дома, города, квартиры, - только неумелая попытка структурировать пространство, очеловечить пустыню, в которой скрыто томление по горной прародине. Я даже думал, может это что-то генетическое, ведь флора и особенности альпийского пояса за миллионы лет после отступления ледников мало изменились. А может метафизическое - все таки ты вроде на земле, но в то же время и на небе. Так вот в отличии от равнины (да и мелкие горы типа крымских сюда же) настоящие горы структурируют человека, там не надо создавать себе место - они сами его создают. Очерчивают пределы, защищают, и все это - какое-то невоспроизводимое слияние уюта и простора, комфорта и свободы. 

Мы остановились на "месте силы" - полянка над все той же рекой, вокруг горы естественно. Ущелье, на концах которого "гора-мужчина, принимающий силу неба" - Казбеги, - и "гора-женщина, принимающая силу от горы-мужчины и распространяющая ее по округе" (Гири, с нее водопадами и течет речка Хде). Одна гора вспыхивает золотом на восходе солнца, другая - на закате. Светятся. 

Вобщем разбили палатки и жили, иногда отправляясь куда-то и возвращаясь - и каждое такое хождение было стрессом, сразу же вознаграждаемым. 
Я там все время боялся чего-то нового и все время радовался, когда оказывалось что я просто не знаю себя. Там начинаешь чувствовать что ты действительно себя не уважал, потакал - но не заботился, берег - но не любил. 

К несколько восторженному описанию своих впечатлений от путешествия в долину "Белой речки" хочу, спустя полтора года, добавить некоторые комментарии общего характера
В каждом из нас (во всяком случае, если говорить о жителях мегаполисов и промышленных центров) работают внутренние механизмы саморазрушения. Именно они определяют тот общий настрой на суицид, - явный, или, чаще, маскирующийся в тех или иных стилях жизни, увлечениях, зависимостях, - который не только окончательно лишает нас радости полноценной жизни, но буквально убивает, - одних медленно, вереницей болезней и усталостей, других - стремительно, - алкоголем, наркотиками или якобы независящими от сознания "неизлечимыми болезнями".
Уже в первые часы восхождения по "Тропе Духа" (восхождения и в буквальном, и в психологическом смысле) эти скрытые механизмы блокируются и "включаются" совершенно иные, жителям городов незнакомые, - за неимением лучшего слова, назову их механизмами выживания.
На практике это означает, что 1) все "суицидные капризы" сознания и подсознания гаснут, 2) сознание начинает "слушать тело", понимать его и доверять ему. Тело, являющееся как бы "входом в мир", становится тем проводником, по которому с мощью горной реки устремляются в нас энергии гор, травы, солнца, всего этого огромного, ставшего словно впервые настоящим мира. Оно входит в особый режим функционирования, в котором нет места болезням. 
Конечно, можно и ногу подвернуть, и обжечься соком коварных стеблей борщевика, и просто поцарапаться, - речь не о том. По своей природе тело уязвимо, но восе не склонно болеть. Болезни - если не полностью, то в очень большой мере, - в гораздо большей, чем принято считать, - имеют психогенную природу. 
Это происходит на совершенно особом климатическом и биологическом фоне: горное солнце и воздух так часто описывались восторженно, что повторяться здесь нет смысла, - мы привыкли считать такие описания понятными романтическими преувеличениями. Вода горной реки - это насыщеная кислородом и озоном талая вода ледников, пролежавших несчётное количество тысячелетий у самых верхних границ атмосферы. Не знаю, есть ли какие-то неведомые характеристики солнечного излучения, не берусь судить и о загадках "биоинформационных" особенностей такой воды, но одно несомненно - за 10-12 дней пребывания там она полностью обновляет и кровь, и внутриклеточную жидкость. Тело становится "чистым", включаются реакции регенерации и обновления. 
По поверьям местных жителей, "пять дней у "Белой Речки" прибавляют пять лет жизни". Не знаю, так ли буквальна эта арифметика, но мне показалось, что вовсе не пять лет, а значительно больше. 
Ещё важнее обновление внутреннее. То состояние, которое даёт "Тропа Духа", позволяет посмотреть на самого себя и свою жизнь совершенно свободно, по-новому. Если кто-то пережил психологический кризис - сомневаюсь, что после гор от него останутся какие-то следы. Горы омывают душу. Вернувшись, человек чувствует, что может всё, - теперь можно выбирать, как жить, каким быть и вообще - выбирать свободно самого себя. Горы освобождают.
Принципы эко-туризма - органично войдя в среду, став её частью, есть соответствующую этой местности пищу, следовать его ритмам, найти в самых диких условиях тот исключительный косфорт, жалкой имитацией которого являются наши обычные жилища.
Так сложилось, что до этого путешествия я не представлял себе отдыха иначе, чем праздную расслабленность курортных городов с возможно большим сервисом. Cлова "активный отдых" ничего мне не говорили, вызывая ассоциации с изнурительными туристическими шествиями по комариным лесам или лыжными прогулками зимой. Возможно, им и нечего было говорить, - сомневаюсь, что какой-либо искусственный "активный отдых" в сравнении с этим путешествием у подножия Казбека является чем-то большим, нежели бессильным капризом городского сознания, вовсе не освобождающим от обыденности, но лишь продолжающим исплнять её в несколько иной оранжировке.
Конечно, огромную роль играет знание ведущим особенностей местности. Можно проплутать по горам и не найти ничего, кроме острых ощущений и физической нагрузки.
svami "знает места", знает, что и как делать в каждом месте, - или умеет узнавать это, "слышать", подобно тому, как он учил меня слышать собственное тело и мир.
Когда от нашей стоянки мы поднялись к водопаду, которым обрушивалась в долину ледниковая вода, я дополз до предела своих физических возможностей (или, скорее, выполз далеко за этот предел), до предела своего страха высоты и предела способности что-либо воспринимать вообще. Ум панически комментировал: я потерял с потом много невосполнимых калийных солей, сердечные мышцы истощены... я просто могу сейчас помереть! И мне.. мне хочется кураги...
- Вова, - окликнул меня поджидающий впереди svami, - возьми это.
Доплетясь до него, я увидел, что он протягивает мне в развёрнутой бумажке курагу. 
После этого эпизода я перестал пытаться завязать с ним разговор о биохимии происходящих во мне процессов. К чему мои знания о потребностях сердечной мышцы в калии и его повышенном содержании в кураге, если можно просто слышать своё тело и мир? К чему попытки как-то объяснить загадку действия вод горной реки, если оно просто есть? 
город приучил меня внимательно читать вкладыши в коробочках лекарств, поливитаминов, разных целительных смесей. Если я не понимаю, как что-то работает, - что толку его есть? И, что интересно, в городе такой подход оправдан. Большинство средств, которыми мы себя потчуем, своего рода "плацебо", - они действуют больше через инструкции к применению, чем как-то иначе. Мы пьём витамины, не задумываясь, что всё приписываемое им действие сводит к нулю нарушенная кишечная флора, - они просто не усваиваются. Узнав об этом, мы можем заняться потреблением бифидумбактерина для восстановления флоры, опять же не учитывая, что сия замечательная придумка учёных в нашем обезумевшем от всего прочего нутре просто не приживётся. Потому и нет особой разницы, чем и как вы лечите свои недуги, - важнее, во что вы верите. Одним помогает гомеопатия, другим - новоткрытые чудодейственные элексиры, третьим - исключительно импортные средства, хотя любой специалист объяснит вам, что какой-нибудь стрихнин-упса отличается от отечественного стрихнина только количеством нулей на ценнике.
В городе мы не слышим своего тела. 
Принципы "Тропы Духа" универсальны: дело не в одном уникальном месте Кавказа, - в мире много волшебных мест. Потому идея эко-туризма в том виде, в каком она предложена svami, сработает и в Карелии, и на островах Огненной Земли, и, - что самое ценное, - она начнёт работать в городе, в нашем собственном доме. Внешняя среда начинается с тела. По существу, нет "внешней" среды, - есть мир, и мы либо живём вопреки ему, медленно или быстро убивая себя, либо сможем жить с миром, открывая совершенно особое чудо единства, в котором жизнь не имеет пределов и время не умирает с отрыванием листочков календаря. До сих пор мы лишь соприкасались с бытием, теперь мы входим в него.

(В.К.)

                                                   

                                                   Тропа духа 

данный текст svami помещаю без изменений. "Тропа духа" - изначально его проект. Познакомившись со svami через интернет ещё в дни его зимовок в Якутии, на "полюсе холода", летом я поехал к нему в Тбилиси, где когда-то он создавал горно-спасательную службу, и, вернувшись из холодных краёв, увидел возможность организации оздоровительных и психологически активных форм туризма. Я поехал, чтобы увидеть на практике, что такое "Тропа духа". Поехал, полный собственных "нерушимых концепций", вернулся - действительно обновлённым, но уже с дискомфортной концептуальной смутой в голове. Слишком разные у нас со svami взгляды и подходы, - но его система работает, независимо от того, какие уточняющие интерпретации и коррективы я мог бы внести в её теоретическое обоснование.

Возможна ли в принципе такая глубинная трансформация существа потребляющего, то есть присваивающего и разрушающего, к бытию ориентированному на постижение и освоение, самоопределение и саморазвитие? Для такого действа несомненно нужна особая мотивация и особая сила, способная осуществить эту трансформацию 
Измениться или умереть, - каждый из нас стоит перед этой альтернативой , с завидным постоянством выбирая последнее. Сила, способная что-либо изменить, -- это единственная имеющаяся в нашем распоряжении сила , -–сила духа, которая в первом приближении проявлена как разум. 
Но чтобы привести эти составляющие в движение, по нашему мнению, необходимо создать некую особую ситуацию, в которой эти качества, - смертность и разумность, - были бы приведены в состояние крайнего напряжения. 
Именно такие ситуации очень естественным образом складываются в так называемых «местах силы», чаще всего расположенных в горных районах. 
Исходя из этого мы разрабатываем методики, позволяющие каждому встретиться с этой альтернативой на конкретном опыте переживания себя и мира, обрести ощущение смысла и полноты бытия. 
С большой долей условности предлагаемые нами путешествия можно назвать эко-турами . По смыслу же это – тропа духа, способ найти себя и открыть мир как свой дом , оказавшись в горах, в особых, уникальных по действию местах и под руководством опытных инструкторов, обновить тело и научиться слушать его, жить в гармонии с ним и, тем самым, и со всем миром, 
получить силу взглянуть на свою судьбу как едва начавшееся путешествие к свободе и знанию. 

(svami:)
Возвращение домой. 
Другое направление ориентировано на людей, готовых к более глубокой трансформации своего бытия, и подразумевает создание некоего пространства, в котором могло бы реализоваться глобальное экологическое сознание в соответствующем образе жизни. Это -- организация среды обитания в виде некоего биологически замкнутого цикла, позволяющего обеспечить экологически чистое производство продуктов питания, количественно и качественно достаточных для обеспечения должного образа жизни. Это деятельность не только не разрушающая окружающую среду, но во многих случаях даже катализирующая ее витальные силы. 
Эко-туры и эко-хозяйства в нашем понимании - конкретная физическая составляющая целостного духовного движения. 
Конкретика его ментальной составляющей на данный момент - проект создания страниц в интернет, конференций, чатов, и, возможно - внутрисетевых ассоциаций, объединенных общим, не стереотипно-потребительским, а творческим, духовным отношением к возможностям сетевых технологий. 
Мы будем рады всем формам сотрудничества, взаимных консультаций, и открыты для самых разных вариантов совместной работы.