«Человек внутри себя катастрофичен, именно поэтому
;
продуцирует катастрофы в окружающем мире…» Ныне появилась реальная угроза того, Что "человек думающий" исчезнет с лица планеты, а его место займет "человек,
потребляющий информацию". Стремительно эволюционирующий потребитель, духовный иждивенец,
превратится в полностью управляемое существо. И если сравнивать динамику и мощность развития двух процессов, а именно - биологическую и психическую угрозы, станет ясно, что экология сознания, как и экология жизни
человека, - острейшая проблема сегодняшнего дня.
Наше время, как и всякое другое, тоже
имеет свою индивидуальность, своё лицо. Производство набирает скорость
и всё менее зависит от потребностей человека, всё более обуславливая их.
Это времена безраздельного влияния СМИ, тотальной рекламы,
имиджмейкеров и выборных технологий.
Человек в таком контексте имеет ценность и смысл исключительно как избиратель и покупатель. Отсюда и та высокая (по-видимости) степень свобод личностных при всё меньшей свободе
реального духовного выбора.
Воспроизводится иллюзия, что человек может жить как ему захочется. Но вот что именно ему захочется – всё меньше определяется им самим.
Отнюдь не нами созданная ценностная
ориентация целиком обуславливает любой наш выбор и контролирует наше
внимание.
Существуют ли альтернативные
системы ценностей?
Отбросив всевозможные
дискредитировавшие себя утопические идеологии, здесь имеет смысл
говорить о двух ценностных стратегиях, -- потребительской и
познавательной (когнитивной,гностической),
-- которые и определяют стиль жизни
конкретного человека.
Cегодня именно сознание отдельного
человека подвергается мощному воздействию со стороны глобальной
финансовой реальности. Человека всячески вынуждают развивать
товарно-денежные отношения, ускорять и углублять товарно-денежные потоки.
Человек в этой системе отношений не более чем движущий момент в
циркуляции товаров и денег. Таким образом я оказываюсь полностью
отчужденным от своей сущностной деятельности: движения к смыслу. Разные отрасли классической науки много говорят о творческом потенциале человека. Религии утверждают веру в совершенство,
искусство стремится к красоте. И тем не менее в основном человек движется
в направлениях противоположных. Он склонен к обману, фальши, авантюре,
безнравственности, безрассудству, подвержен разрушительным страстям и
привычкам. Он знает только собственное вожделеющее "эго",
он живёт не как сущностная личность ("внутренний человек"), а как
личность ложная, личина, производная функция социально-производственного
механизма.
Осознание внешнего как его личной
проекции и интерпретации, для него дело весьма отдаленного будущего. Поэтому «внешнее» присваивает себе
силу созидания, от которой я
отказываюсь и, тем самым, становится
мощным фактором, подчиняющим меня
своим интересам и целям.
Таким образом, человек
превращает себя в объект манипуляций
и эксплуатации со стороны условно
внешних структур и личностей. Здесь
уместно вспомнить следующее
определение: "грязь - это то, что
находится не на своём месте". Извне
навязанные ценности, мнимые
потребности, мотивации, цели и смыслы
являются той внутренней грязью, с
которой и начинается эко-катастрофа.
Мы имеем дело не столько с издержками
технического прогресса, сколько с
кризисом человеческой свободы.
Пресловутое "отчуждение", с
блеском описанное ещё Марксом, это
прежде всего отчуждение внешнего от
внутреннего, противопоставление их,
неизбежно ведущее к обусловленности
внутреннего внешним.
Уяснение условности (виртуальности)
внешнего и соответствующая
радикальная переориентация системы
ценностей, создание культуры жизни
как реализации самости,
безграничного раскрытия
проявляющегося во встрече человека и
мира свободного духа, предельного
бытия, а с позиций религиозного
описания мира - встреча
идивидуальности с Истоком Творения ,
возвращение из пленённости
мнимостями к жизни как диалогу с
Богом через мир, - является задачей
движения, называемого «экология
сознания».
Инициативная группа движения
состоит из людей различной
профессиональной направленности (философия,
психология, программирование,
технические дисциплины) и разных
мировоззрений, объединённых одной
ценностной системой, суть которой
вкратце можно озвучить как
направленность на понимание, смысл,
поиск подлинного, полноценного бытия,
с-мирения как жизни с миром,
прозрачности сознания для себя
самого и, соответвенно,
действительной свободы выбора на
всех уровнях, - от сиюминутно-бытового
и социального до выбора судьбы,
выбора того, "кем мне быть, что бы
быть по-настоящему", - являющегося,
по сути, возвращением к самому себе.
Наша деятельность осуществляется в
трех направлениях:
1. Развитие концепции экологии
сознания как альтернативного и
эффективного «описания мира»,
исходящего из понятия «самость» (сущность,
"внутренний человек", - событие
моего присутствия здесь и сейчас,
личность как встреча с бытием )
/изнутри наружу, мир внешний есть
отражение мира внутреннего/
2. Создание неагрессивной
виртуальной коммуникационной среды,
способствующей самораскрытию,
саморазвитию, через формирование не-потребительского
отношения к информации, становление
когнитивно-ориентированой системы
мотивации.
3. Высвобождение потенциала культуры
образа жизни, адекватного
экологическому сознанию.
Участников движения объединяет
понимание альтернативы, которую
вкратце можно описать поэтапно:
1. Необходимость в изменении
ценностной ориентации человека от
потребления к пониманию.
2. Самореализация человеческой сути
является высшей ценностью и
приоритетом.
3. Человек может реализовать себя как
тотальность всех своих существенных
составляющих, в новых информационных
условиях, только в пространстве
ноосферы, - от уроня "очеловеченной"
природы до уровня виртуальных
коммуникативных пространств.
Глубинная реорганизация активности,
с нашей точки зрения, возможна как
переориентация сущностной
человеческой деятельности, -
понимания, - из способа познания в
способ жизни.
(Понимание – контакт целостной
личности с жизнью).
Мы говорим о самореализации (посредством
понимания) человека потерянного и
расколотого, изначально
стремящегося к целостности и смыслу.
Понимание как жизненная стратегия -
это выбор позиции вопрошания
относительно события моего
присутствия здесь и сейчас.
Человеческое существо, вычлененное
из общей биологической среды,
биосферы, неизбежно утрачивает
перспективы соучастия в духовно-творческом
потоке общечеловеческого движения к
смыслу.
Но, тем не менее, полная его
самореализация возможна только в
ментальном измерении, ноосфере, и в
частности -- в тех его формах, которые
открываются сетевыми технологиями.
Это ощущение отделенности, отпадения
переживаются как состояния
депрессии, вплоть до суицидных
настроений и наркомании. Таким
образом, мы имеем дело прежде всего
именно с бытийным, экзистенциальным
кризисом, - кризисом
самоидентичности человека как
духовного существа
Предистория и контекст нашей
постановки вопроса:
За прошедшие десятилетия, не смотря
на успехи экологии как научной
дисциплины, зародившийся
одновременно с ней поиск эко-культуры,
массовое понимание соответствующей
проблематики не только не развились
качественно, но и, с нашей точки
зрения, подверглись некоторой
неизбежной при всяком застое
смысловой эрозии.
В сознании не-специалиста, ( а
экологическая проблематика, - и это
важно подчеркнуть, - по сути своей не
"специальна", личностна), -
экология ассоциируется с защитой
среды (понимаемой как существующая
где-то, - будь то проблема озера
Байкал или вырубка лесов Амазонии),
акциями протеста, эскапистскими
опытами маргинальных "чистых"
хозяйств и проч.
Необходимо прежде всего продвинутся
к глубинному экологическому
пониманию мира -- пониманию природы
как единственного и совершенного
дома человеческого сознания,
достигшего своего завершения в
ноосфере.
И здесь мы приходим к очень важному
тезису, который определяет реальную
точку отсчета и осмысления:
Так называемая «внешняя среда»
начинается с человеческого тела.
Тело - "исходное эко", "дом
души", преддверье мира и вход в мир,
способ встречи сознания с миром.
Это отделение, вычленение тела из
«внешней» (по-видимости) среды,
обусловлено стереотипами восприятия,
не соответствующими вызовам времени,
и оказывается в итоге одним из
ключевых моментов рассматриваемого
кризиса.
Очевидно, что человек,
ориентированный на понимание своего
тела, в отличии от человека
потребляющего его, движется в
сторону все большей осознанности
жизненных процессов и трансформации
тела в совершенный инструмент духа,
вместо обычно практикуемого
разрушения своего тела через
потребление его как источника
чувственных эффектов.
Человек понимающий, в отличии от
человека потребляющего, не выделяет
жизнь своего, мнимо отдельного, тела,
из организма единой жизни. При снятии
оппозиции тело - мир обнаруживается
реальная проблема: "замутнённость"
сознания мнимыми, навязанными
ценностями, непрозрачность
информационной среды субъекта,
явленая в его неосознанном отношении
к множеству представлений о себе и
мире как к очевидным.
Осознав сам факт этого "внутреннего
эко-кризиса", обнаружив за мнимой
ясностью хаос и бессмысленность,
человек неизбежно приходит к
необходимости радикальных изменений.
Такой человек постигает
полноту события своего присутствия
как тотальность живого. Его
деятельность инициируется
глубочайшим удовлетворением ,
сопровождающим расширение границ
восприятия. Он бережно ступает,
движется плавно, подобно воде,
принимая любую подходящую случаю
форму и подобно воде не теряя объёма
своего присутствия, а, напротив, всё
усиливая его интенсивность.
Речь идет, таким образом, о человеке
целостном, воплощающем в себе и
природу, и цивилизацию в точке их
взаимного пересечения, снимающем
противоречия физического и
духовного, естественности и
технологического прогресса.
Человечеством создано такое
пространство самореализации, в
котором "локальное" и "глобальное"
существуют одно в другом. Этим
пространством несомненно является
виртуальное пространство ноосферы,
реализующееся через интернет.
из переписки В.К. (1999 г):
... Если вынести за скобки просто
впечатления от города, страны, людей,
новых друзей и личных приключений, да
еще удивительного питания - от
которого с трудом отвыкаю в Москве, -
то пожалуй надо сразу сказать о самом
походе в горы.
Мы пошли не стандартными маршрутами,
по которым водят итальянцев и немцев,
а в особое место между Казбеги и
горой Гири - его женской ипостасью.
Сначала на машине по военно-грузинской
дороге наверно на полтора км вверх,
может меньше, потом пешочком
поднялись метров на 600-700 вдоль горной
реки. Река (Хде) - ледниковая, вода
просто волшебная, хоть не замерзает
только потому что быстро течет, и
взбита водопадами и порогами до
состояния кислородного коктейля.
На одной десятой подъема я был в
ужасе, думая что во мне ошиблись, - я
такого не осилю. Но горы - волшебное
место. Там открываются какие-то
резервы и это не истощает, наоборот.
Меняешься быстро. Там все происходит
на пересечении, переплетении двух
ритмов - воды и гор. Ритм воды - травы,
изобилие цветов, всякая живность
альпийская, - из-за короткого горного
лета при интенсивнейшем солнце
форсированный, стоит часть воды в
теле сменить на тамошнюю да
окунуться пару раз с солнцепека в
ледниковую воду - и этот ритм, это
буйство уже в тебе.
Ритм гор - упрощенно говоря, сила
покоя. Проще понять через то, чем они
кажутся вначале и чем оказываются
когда ты ими принят. Сначала они
видятся открыткой, потом, когда
походишь и ощутишь, они ужасают. Это
застывшая катастрофа, это стоп-кадр
падений и взлетов, все кажется спящим
драконом, - ненадежным и каким-то
чуждым человеку. Потом видишь, что
все это снято, все это не просто
остановлено, но какбы узаконено как
некий космос, живой и, как это ни
странно, супер-комфортный для
человека. Словно все наши дома,
города, квартиры, - только неумелая
попытка структурировать
пространство, очеловечить пустыню, в
которой скрыто томление по горной
прародине. Я даже думал, может это что-то
генетическое, ведь флора и
особенности альпийского пояса за
миллионы лет после отступления
ледников мало изменились. А может
метафизическое - все таки ты вроде на
земле, но в то же время и на небе. Так
вот в отличии от равнины (да и мелкие
горы типа крымских сюда же) настоящие
горы структурируют человека, там не
надо создавать себе место - они сами
его создают. Очерчивают пределы,
защищают, и все это - какое-то
невоспроизводимое слияние уюта и
простора, комфорта и свободы.
Мы остановились на "месте силы" -
полянка над все той же рекой, вокруг
горы естественно. Ущелье, на концах
которого "гора-мужчина,
принимающий силу неба" - Казбеги, -
и "гора-женщина, принимающая силу
от горы-мужчины и распространяющая
ее по округе" (Гири, с нее
водопадами и течет речка Хде). Одна
гора вспыхивает золотом на восходе
солнца, другая - на закате. Светятся.
Вобщем разбили палатки и жили, иногда
отправляясь куда-то и возвращаясь - и
каждое такое хождение было стрессом,
сразу же вознаграждаемым.
Я там все время боялся чего-то нового
и все время радовался, когда
оказывалось что я просто не знаю себя.
Там начинаешь чувствовать что ты
действительно себя не уважал,
потакал - но не заботился, берег - но
не любил.
К несколько
восторженному описанию своих
впечатлений от путешествия в долину
"Белой речки" хочу, спустя
полтора года, добавить некоторые
комментарии общего характера
В каждом из нас (во всяком случае,
если говорить о жителях мегаполисов
и промышленных центров) работают
внутренние механизмы саморазрушения.
Именно они определяют тот общий
настрой на суицид, - явный, или, чаще,
маскирующийся в тех или иных стилях
жизни, увлечениях, зависимостях, -
который не только окончательно
лишает нас радости полноценной жизни,
но буквально убивает, - одних
медленно, вереницей болезней и
усталостей, других - стремительно, -
алкоголем, наркотиками или якобы
независящими от сознания "неизлечимыми
болезнями".
Уже в первые часы восхождения по "Тропе
Духа" (восхождения и в буквальном,
и в психологическом смысле) эти
скрытые механизмы блокируются и "включаются"
совершенно иные, жителям городов
незнакомые, - за неимением лучшего
слова, назову их механизмами
выживания.
На практике это означает, что 1) все
"суицидные капризы" сознания и
подсознания гаснут, 2) сознание
начинает "слушать тело",
понимать его и доверять ему. Тело,
являющееся как бы "входом в мир",
становится тем проводником, по
которому с мощью горной реки
устремляются в нас энергии гор, травы,
солнца, всего этого огромного,
ставшего словно впервые настоящим
мира. Оно входит в особый режим
функционирования, в котором нет
места болезням.
Конечно, можно и ногу подвернуть, и
обжечься соком коварных стеблей
борщевика, и просто поцарапаться, -
речь не о том. По своей природе тело
уязвимо, но восе не склонно болеть.
Болезни - если не полностью, то в
очень большой мере, - в гораздо
большей, чем принято считать, - имеют
психогенную природу.
Это происходит на совершенно особом
климатическом и биологическом фоне:
горное солнце и воздух так часто описывались восторженно, что
повторяться здесь нет смысла, - мы привыкли считать такие описания понятными романтическими преувеличениями. Вода горной реки -
это насыщеная кислородом и озоном талая вода ледников, пролежавших несчётное количество тысячелетий у самых верхних границ атмосферы. Не знаю, есть ли какие-то неведомые характеристики солнечного излучения, не берусь судить и о загадках "биоинформационных"
особенностей такой воды, но одно несомненно - за 10-12 дней пребывания
там она полностью обновляет и кровь,
и внутриклеточную жидкость. Тело
становится "чистым", включаются
реакции регенерации и обновления.
По поверьям местных жителей, "пять
дней у "Белой Речки" прибавляют
пять лет жизни". Не знаю, так ли
буквальна эта арифметика, но мне
показалось, что вовсе не пять лет, а
значительно больше.
Ещё важнее обновление внутреннее. То состояние, которое даёт "Тропа Духа", позволяет посмотреть на
самого себя и свою жизнь совершенно свободно, по-новому. Если кто-то пережил психологический кризис -
сомневаюсь, что после гор от него останутся какие-то следы. Горы
омывают душу. Вернувшись, человек чувствует, что может всё, - теперь можно выбирать, как жить, каким быть и вообще - выбирать свободно самого себя. Горы освобождают.
Принципы эко-туризма - органично
войдя в среду, став её частью, есть
соответствующую этой местности пищу,
следовать его ритмам, найти в самых
диких условиях тот исключительный
косфорт, жалкой имитацией которого
являются наши обычные жилища.
Так сложилось, что до этого
путешествия я не представлял себе
отдыха иначе, чем праздную
расслабленность курортных городов с
возможно большим сервисом. Cлова "активный
отдых" ничего мне не говорили,
вызывая ассоциации с изнурительными туристическими шествиями по
комариным лесам или лыжными прогулками зимой. Возможно, им и
нечего было говорить, - сомневаюсь,
что какой-либо искусственный "активный
отдых" в сравнении с этим
путешествием у подножия Казбека
является чем-то большим, нежели
бессильным капризом городского
сознания, вовсе не освобождающим от
обыденности, но лишь продолжающим
исплнять её в несколько иной
оранжировке.
Конечно, огромную роль играет знание
ведущим особенностей местности.
Можно проплутать по горам и не найти
ничего, кроме острых ощущений и
физической нагрузки.
svami "знает места", знает, что и
как делать в каждом месте, - или умеет
узнавать это, "слышать", подобно
тому, как он учил меня слышать
собственное тело и мир. Когда от нашей стоянки мы поднялись к
водопаду, которым обрушивалась в долину ледниковая вода, я дополз до предела своих физических возможностей (или, скорее, выполз
далеко за этот предел), до предела
своего страха высоты и предела
способности что-либо воспринимать
вообще. Ум панически комментировал: я
потерял с потом много невосполнимых
калийных солей, сердечные мышцы
истощены... я просто могу сейчас
помереть! И мне.. мне хочется кураги...
- Вова, - окликнул меня поджидающий
впереди svami, - возьми это.
Доплетясь до него, я увидел, что он
протягивает мне в развёрнутой
бумажке курагу.
После этого эпизода я перестал
пытаться завязать с ним разговор о
биохимии происходящих во мне
процессов. К чему мои знания о
потребностях сердечной мышцы в калии
и его повышенном содержании в кураге,
если можно просто слышать своё тело и
мир? К чему попытки как-то объяснить
загадку действия вод горной реки,
если оно просто есть?
город приучил меня внимательно
читать вкладыши в коробочках
лекарств, поливитаминов, разных
целительных смесей. Если я не понимаю,
как что-то работает, - что толку его
есть? И, что интересно, в городе такой
подход оправдан. Большинство средств,
которыми мы себя потчуем, своего рода
"плацебо", - они действуют больше
через инструкции к применению, чем
как-то иначе. Мы пьём витамины, не
задумываясь, что всё приписываемое
им действие сводит к нулю нарушенная
кишечная флора, - они просто не
усваиваются. Узнав об этом, мы можем
заняться потреблением
бифидумбактерина для восстановления
флоры, опять же не учитывая, что сия замечательная придумка учёных в нашем обезумевшем от всего прочего
нутре просто не приживётся. Потому и нет особой разницы, чем и как вы лечите свои недуги, - важнее, во что вы
верите. Одним помогает гомеопатия, другим - новоткрытые чудодейственные элексиры, третьим - исключительно
импортные средства, хотя любой специалист объяснит вам, что какой-нибудь
стрихнин-упса отличается от
отечественного стрихнина только
количеством нулей на ценнике.
В городе мы не слышим своего тела.
Принципы "Тропы Духа"
универсальны: дело не в одном
уникальном месте Кавказа, - в мире
много волшебных мест. Потому идея эко-туризма
в том виде, в каком она предложена svami,
сработает и в Карелии, и на островах
Огненной Земли, и, - что самое ценное, -
она начнёт работать в городе, в нашем
собственном доме. Внешняя среда
начинается с тела. По существу, нет "внешней" среды, - есть мир, и мы либо живём вопреки ему, медленно или быстро убивая себя, либо сможем жить
с миром, открывая совершенно особое чудо единства, в котором жизнь не имеет пределов и время не умирает с
отрыванием листочков календаря. До сих пор мы лишь соприкасались с бытием, теперь мы входим в него.
(В.К.)
Тропа
духа
данный текст svami помещаю без изменений. "Тропа духа"
- изначально его проект. Познакомившись со svami через интернет ещё в дни его
зимовок в Якутии, на "полюсе холода", летом я поехал к нему в Тбилиси, где
когда-то он создавал горно-спасательную службу, и, вернувшись из холодных краёв,
увидел возможность организации оздоровительных и психологически активных форм
туризма. Я поехал, чтобы увидеть на практике, что такое "Тропа духа". Поехал,
полный собственных "нерушимых концепций", вернулся - действительно обновлённым,
но уже с дискомфортной концептуальной смутой в голове. Слишком разные у нас со
svami взгляды и подходы, - но его система работает, независимо от того, какие
уточняющие интерпретации и коррективы я мог бы внести в её теоретическое
обоснование.
Возможна ли в принципе такая глубинная трансформация
существа потребляющего, то есть присваивающего и разрушающего, к бытию
ориентированному на постижение и освоение, самоопределение и саморазвитие? Для
такого действа несомненно нужна особая мотивация и особая сила, способная
осуществить эту трансформацию Измениться или умереть, - каждый из нас стоит
перед этой альтернативой , с завидным постоянством выбирая последнее. Сила,
способная что-либо изменить, -- это единственная имеющаяся в нашем распоряжении сила , -–сила духа, которая в первом приближении проявлена как разум. Но чтобы привести эти составляющие в движение, по нашему мнению, необходимо создать некую особую ситуацию, в которой эти качества, - смертность и разумность, - были бы приведены в состояние крайнего напряжения. Именно такие ситуации очень естественным образом складываются в так называемых «местах силы», чаще всего расположенных в горных районах. Исходя из этого мы разрабатываем методики,
позволяющие каждому встретиться с этой альтернативой на конкретном опыте
переживания себя и мира, обрести ощущение смысла и полноты бытия. С большой долей условности предлагаемые нами путешествия можно назвать эко-турами . По смыслу же это – тропа духа, способ найти себя и открыть мир как свой дом , оказавшись в горах, в особых, уникальных по действию местах и под руководством опытных инструкторов, обновить тело и научиться слушать его, жить в гармонии с ним и, тем самым, и со всем миром, получить силу взглянуть на свою судьбу как едва начавшееся путешествие к свободе и знанию.
(svami:)
Возвращение домой. Другое направление ориентировано на
людей, готовых к более глубокой трансформации своего бытия, и
подразумевает создание некоего
пространства, в котором могло бы реализоваться глобальное экологическое сознание в соответствующем образе жизни.
Это -- организация среды обитания в виде некоего биологически замкнутого цикла, позволяющего обеспечить экологически
чистое производство продуктов питания, количественно и качественно достаточных для обеспечения должного
образа жизни. Это деятельность не только не разрушающая окружающую среду, но во многих случаях даже катализирующая ее
витальные силы. Эко-туры и эко-хозяйства в нашем
понимании - конкретная физическая составляющая целостного духовного движения.
Конкретика его ментальной составляющей на данный момент - проект создания страниц в интернет, конференций, чатов, и,
возможно - внутрисетевых ассоциаций, объединенных общим, не стереотипно-потребительским,
а творческим, духовным отношением к
возможностям сетевых технологий.
Мы будем рады всем формам
сотрудничества, взаимных консультаций,
и открыты для самых разных вариантов
совместной работы.