OVUM


          Территориальная экспансия европейских народов, стихийно проходившая последние столетия, охватила всю планету.
           Цивилизационная экспансия европеизировала в разной степени большинство народов в общественно-политической и экономической сферах, а также в сфере межнационального общения.
            Информационная, культурологическая европеизация приобрела глобальный характер за счет создания всемирных информационных сетей. Массированная ежечасная трансляция европейских культурных и потребительских стандартов, европейская интерпретация всех событий и явлений привела к усвоению этих ценностей большинством народов планеты.
              В основе всех рассуждений о характере и путях будущего развития общества как в общепланетарной ситуации, так и при анализе локальных перспектив должно лежать представление о том, что человек является лишь составляющей биосферы. Он возник в результате ее эволюции, и на него, как и на остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как и любой живой вид, человечество имеет свою экологическую нишу, то есть свою систему взаимоотношений с окружающей средой, законы развития которых человек обязан учитывать в своей практической деятельности. И отступление от них чревато для общества последствиями катастрофического, характера, ибо человечество может существовать на планете только в узком диапазоне параметров биосферы.
                В начале неолита люди были прежде всего охотниками и собирателями. Однако, в связи с усовершенствованием оружия, человечество весьма быстро, за одно-два тысячелетия, извело всех крупных копытных и мамонтов - основу своего пищевого рациона, и охота уже не могла больше обеспечить пропитание людей. Человек оказался на грани голодной смерти и был обречен на деградацию. Он имел реальный шанс исчезнуть с лица Земли, как исчезали многие другие биологические виды. Судя по всему, многие популяции наших предков были на грани исчезновения, 
.а некоторые вымерли, не сумев справиться с трудностями. 
                  Однако в целом homo sapiens справился с ситуацией. Человек изобрел земледелие и скотоводство, то есть начал создавать искусственные биогеохимические циклы - искусственный кругооборот веществ в природе. Тем самым он качественно изменил свою экологическую нишу и положил начало той цивилизации, которая существует и по сей день. Но она же и породила все те новые трудности, не преодолев которые, мы вряд ли сможем сохраниться на Земле как биологический вид. Если в палеолите человек вписывается в естественный кругооборот веществ в природе, то после появления земледелия, скотоводства, а потом и использования полезных ископаемых, он сам начинает активно вмешиваться в его формирование, создавать искусственные биогеохимические циклы, вовлекать в круговорот вещества, накопленные былыми биосферами, - углеводороды, железо и другие полезные ископаемые. Сегодня человек добрался уже и до запасов ядерной энергии.
                  Нынешнее представление человека о своем месте в Природе мало чем отличается от того, которое он имел в начале неолита. То же самое можно сказать и о его психической конституции, уровне агрессивности, сформировавшихся еще в период ледниковых эпох, в процессе охоты на мамонтов, пещерных медведей и защиты от не менее агрессивных себе подобных. Возможно это рассогласование могущества цивилизации и природных задатков человека и есть самая главная трудность, которую придется преодолеть для обеспечения своего будущего.
                    Сегодня есть все основания думать, что возможности любых современных цивилизаций, основы которых возникли на заре голоцена, и соответствующих им "миропонимании потребителей природных богатств" очень близки к исчерпанию.                    Ориентированность экономики и развитие культуры на основе представления о неисчерпаемости природных ресурсов приблизило человечество к катастрофе.

Psychology Banner Exchange 120x60
Psychology Banner Exchange


Ученые из Института Уорлд Уотч/Вашингтон/, отмечают, что человечество вышло за пределы хозяйственной емкости Земли, и уже сегодня ее природный потенциал недостаточен для поддержания как существующих видов экономической деятельности, так и систем жизнеобеспечения, от которых зависит цивилизация. Это означает не только то, что новый экологический кризис общепланетарного масштаба неизбежен, но и то, что человечество стоит перед неизбежной цивилизационной перестройкой, перестройкой всех привычных нам начал. 
                    Менталитет человека, и многие характеристики его психической конституции уже не соответствуют новым условиям жизни и должны быть изменены. Мы стоим на пороге нового витка антропогенеза, подобного тому, который человечество перешагнуло в конце неолита.
                      Но если развитие будет носить стихийный характер, то это неизбежно приведет к борьбе за средства выживания. Стихии развития должна быть противопоставлена некая разумная СТРАТЕГИЯ. Стихийный процесс самоорганизации должен войти в некое русло с весьма жесткими берегами, которые определяются возможностью предвидеть опасности, которые ожидают человечество.
                       Но чтобы говорить о целенаправленном развитии, надо представить себе цель развития, понять смысл того взаимоотношения общества с Природой, которое необходимо для предотвращения катастрофы, содержание их взаимной адаптации, способной обеспечить выживание человечества. 
                        Первым, кто сформулировал идеи эпохи ноосферы, был В.И. Вернадский, хотя слово "ноосфера", было определено Ле-Руа (Леруа). Обсуждать особенности будущей эпохи начал Тейяр де Шарден. К концу XX понятие "ноосфера" и "эпоха ноосферы" потеряли первоначальную однозначность. Сегодня же подучил широкое распространение термин "коэволюция человека и биосферы". Целью современной цивилизации можно считать формирование общества, способного обеспечить условия коэволюции. Человеку предстоит изменить характер своей жизни и свое положение в биосфере. Это постулат, к реализации которого люди должны еще себя подготовить.
                       Современные потребности человечества в энергии могут быть покрыты источниками возобновляемой энергии (гидроэнергетика, энергия ветра и т. д., то есть, в конечном счете, за счет Солнца) лишь на 10-12 %. Значит, для того, чтобы человечество могло вписаться в "естественные" циклы биосферы, необходимо либо количество жителей планеты уменьшить раз в десять (то есть оно не должно превышать 600 млн. человек), либо потребности каждого из жителей планеты сократить раз в десять! Это в среднем. А потребности американца должны быть снижены раз в 50! Надо ли говорить, что обеспечить в нынешних условиях такое равновесие невозможно!
                         Экологизация массового сознания и общественного мнения - процесс весьма инерционный и медленный. Но именно понимание его значения - как на национальном, так и на международном уровнях - положено в основу подхода ряда государств к обеспечению не только экологической безопасности, но укреплению своих экономических позиций в системе международных отношений. Расчет строится на том, что глобальная переориентация спроса на товары и услуги, отвечающие определенным экологическим критериям, приведет к серьезной качественной перестройке мирового рынка, на котором наиболее конкурентоспособной будет продукция тех государств, где достигнут высокий уровень экологизации экономики и прежде всего технологической базы, обеспечивающей ее функционирование. О масштабах развития мирового рынка природоохранных товаров и услуг можно судить по оценкам американских экспертов. Сегодняшний спрос на эту продукцию, составляющий от 200 до 300 млрд. долл., может достигнуть к концу века 500 млрд.долл. В этих условиях необходимо исправление ситуации, при которой мировой рынок диктует, какую технологию создавать и использовать, не считаясь с наносимым экологическим ущербом. Подоплекой их предложений - наряду с их объективной природоохранной обоснованностью - является стремление США использовать экологический императив глобальной стратегии устойчивого развития и свое технологическое лидерство для форсирования глобального процесса экологизации производимых и используемых товаров и услуг и превратить уровень их экологичности в ключевой критерий доступа и конкурентоспособности на мировом рынке. 
                           Критерий экологичности превращается в определяющий индикатор конкурентоспособности государства на внешних рынках. Объективные и предельно жесткие международные экологические стандарты качества продукции и услуг уже с успехом заменяют традиционные и зачастую необоснованные протекционистские барьеры во внешней торговле.
                         В фокусе развития должен находится конкретный человек, его ценности, стремления и условия существования. По этому развитие экономики и функционирование природных систем являются отнюдь не целью, но средством, обеспечивающим нормальные условия, достаточный уровень жизни и устойчивое развитие человека. 
                        В исследованиях ООН именно устойчивое развитие человека (УРЧ) предлагается рассматривать в качестве стержневого элемента концепции устойчивого развития. Человеческое развитие определяется как увеличение возможности выбора для личности. При этом, права человека трактуются как основа, призванная обеспечивать и такие возможности, и их рост. 
                       Вопрос о том, наступит ли эпоха ноосферы, то есть о том, сумеет ли человечество согласовать свои обычаи, свое поведение, то есть стратегию своего развития со "стратегией" развития биосферы, остается пока открытым. Последнее условие и есть необходимое условие перехода биосферы в то состояние, которое Ле Руа, интерпретируя рассуждения Вернадского, назвал ноосферой.
                      Проблема обеспечения будущности человечества потребует значительных усилий и прежде всего изменения структуры нравов и обычаев, потребительских стандартов и ценностей. В целом речь идет о некоем глубинном изменении сознания в сторону единства с его базовым носителем - биосом. Биосфера должна будет восприниматься не как емкость, источник материалов и энергий, а как единое живое тело каждого конкретного человека. Мы можем говорить о неких базовых иллюзиях "обычного" сознания. Это иллюзия отдельности, единичности конкретного человека.                        Второе глобальное заблуждение - это представлении о Духе и сознании как чем-то независимом от жизни, о изначальной порочности и зле всего телесного. Эти заблуждения могут и должны быть сняты в такой картине мира, где единство всего живого и единство Духа и Жизни будут играть роль базовых постулатов. Эти базовые представления и составляют цель и направление развития движения "экология сознания" ( ecomind).



Psychology Banner Exchange 120x60
Psychology Banner Exchange


обновляемый информирующий вход
ecodolina

НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета


Единство в разделении

 

Сайт создан в системе uCoz