Что такое внимание? Я не знаю. Не смогу дать определения. Но, положим, некий способ выделять, обнаруживать важное, значимое.
Днём мы подсознатльно моделируем каждое следующее мгновение, - это называется в психологии "вероятностным прогнозированием", - а в сновидении тот же глубинный механизм работает по совершенно иному принципу - выбирая и моделируя ситуации по степени их значимости. Эмоциональной, ценностной.
Нечто маловероятное, но такое, что, произойдя, многое изменит. Как мы среагируем на эти изменения? Готовы ли мы к ним?
Это "проверяют" сны.
Любая медитация также работает с вниманием. Более того, я бы сказал, что внимание - суть религиозного сознания, духовного опыта.
Медитация - управление вниманием.
Само по себе достаточно удивительно, что мы в некоторых случаях оказываемся способны им управлять. Ведь именно оно определяет, что значимо, что ценно, и, таким образом, что "стоит делать", а что - нет. Во всяком случае, сложности, с которыми сталкивается медитирующий, связаны именно с этим.
Любая попытка обуздать внимание встречает сопротивление.
Секрет медитации - однонаправленность. Минимум минут двадцать внимание должно удерживаться в одном направлении. Но начинающие медитаторы (а такими они могут оставаться десятилетиями) постоянно перебегают от методики к методике, от одного психического трюка к другому, "гуляют" внутри себя в поисках какого-то эффекта.
Pавномерное, упорное, постоянное возвращение к спокойному однонаправленному вниманию кажется незначимым, неважным.
Помогают авторитет или традиция. Просто говорят: это - важно. Это - надо делать так, и никак иначе.
Чему учится человек на пути сновидений?
Сначала - удерживать внимание в направлении снов.
Не каких-то конкретных образов, а именно "в направлении". Словно за пределы снов, в некое ощутимое, неуловимое иное.
Человек оказывается раздвоенным. Он должен постоянно отворачиваться от отвлекающего дневного к ускользающему сновидческому.
Потом, однажды, происходит смыкание вниманий. Направления удивительным образом встречаются, словно две стороны ленты Мёбиуса.
И человек смотрит на мир тем же вниманием, каким смотрел в сторону сновидений.
Мир становится прозрачным. Внимание смотрит сквозь. И встречается с реальностью.
То же происходит во всех практиках, в том числе и монашеской.
Сначала - раздвоение вниманий, противопоставление мира горнего и дольнего. Перенаправление от "мирского" к Богу. Потом, когда второе внимание стало устойчивым, как прорыв, как чудо случается встреча двух направлений.
"Когда я узнал о Пути, горы перестали быть горами и реки перестали быть реками.
Когда я встал на Путь, горы снова стали горами и реки - реками"
Я называю это "переходом на другой берег". Другой берег снов, другой берег восприятия вообще, другой берег понимания, другой берег всего.
Встреча миров в единстве, о котором так часто говорят и которого на самом деле достигают единицы. В единстве и целостности третьего внимания.
Поиск по сайту удобно использовать применительно к конкретным образам сна. Конечно, если Вы зададите слова "Вернадский", "суфизм" или ""розенкрейцер", то вероятнее всего попадёте отнюдь не на описание сна. А вот образы стихий, предметов, настроений могут привести к сновидческим текстам.
Если в этом случае какого-то интересующего Вас образа сновидений на сайте не обнаружится - пишите! Лучше - целиком весь сон с этим образом, или фрагмент, - в книгу снов.