Впечатления об интенсивном практикуме А. Ровнера(22 по 29 августа 2001г.)Место Большой деревянный дом («усадьба») в 190 км от Нижнего Новгорода на берегу Ветлуги. До ближайшей деревни примерно 30 км. Людей мало - в основном коровы, одни, без пастуха. «Дикое» место, так что после города я все время невольно обращал внимание - чисто, нигде не валяется привычный мусор. В поле за деревней природа мирно побеждает следы цивилизации - ржавые вагоны, огромные механизмы с шестернями и развалины из красного кирпича. Первые два-три дня. Когда смотришь из обычного эмоционального состояния, «деловой» московской жизни - общее эмоциональное впечатление от атмосферы практикума: трудность, что-то чуждое для обычно восприятия, ощущение, как будто слышишь что-то через стену, или какую-то глухую плотную среду. Словно обычно слушаешь, привычно воспринимаешь одну область реальности, один спектр, а теперь все происходящее сместилось из этой привычной области куда-то на грань ее, или за грань, и воспринимать неудобно, и плохо получается. Зато в спектре, привычном для восприятия, намеренно создана пустота. В начале практикума помню связанное с этим ощущение растерянности, - и у меня, и, как мне казалось, у других участников. Каждому было предложено самому выбрать формы работы, предварительно обсудив их, и далее следовать им, не отступая ни перед какими усилиями. Были даны общие рекомендации: практиковать две классические молитвы, не болтать попусту, больше гулять в одиночестве вдоль Ветлуги, супружеским парам и вообще тем, кто тесно общался до практикума - отдохнуть друг от друга. По утрам и вечерам были общие мероприятия, - в целом не более двух часов в день (утренние мантры, тибетский колокольчик, вечерняя медитация и т.п.). Но большая часть дня отдана, и это было подчеркнуто, под индивидуальные усилия, так что, например, я был снова поставлен в привычную неприятную ситуацию: должен сам с собой разбираться. Итак, вокруг прекрасная природа, люди довольно приятные, условия вполне приличные, кормят и убирают, а заняться - нечем. Если не понятно, почему я написал (далее до конца абзаца только мои мысли), что заняться нечем, - поясню, что под индивидуальными усилиями я имею в виду такие, которые не поддерживается извне, а возникают действительно изнутри. Ведь даже пробежки по утрам, на которые систематически способны не столь уж и многие, поддерживаются мотивацией извне. Индивидуальные усилия, это усилия из глубины и ради глубины человека, скорее всего, не сулящие ни малейшей внешней социальной выгоды и никем вокруг (обычно) не поддерживаемые. Попробуйте сделать такие усилия, - может оказаться (как у меня) что усилия такого рода делать почти что «нечем», и получается - заняться нечем. Заранее определив время встречи, тот или иной участник прогуливается с А.Р. в окрестностях усадьбы, беседует. Оставшаяся часть После того, как затих эмоционально-ментальный шум я понял, что нахожусь в состоянии, когда восприятие мира вокруг происходит из другого, по сравнению с обычным, места внутри меня. Это восприятие было явно менее яркое, драматичное, чем обычно, оно было полностью лишено экзальтированности, какое-то приглушенное. Состояние более глубокое и более однородное, в нем было гораздо меньше внутренних проявлений. При этом у меня постоянно «вылезали» отрицательные болезненные эмоции, с ними я жил и действовал до конца практикума (обычно я их «успешно» избегаю). Еще: восприятие в этом состоянии характеризуется большей насыщенностью и замедленностью. Было ощущение печали и подлинности. Как будто: проснулся рано утром, может быть, зимой - тревожное ощущение. Я ничего еще не сказал об идеях. В первый день практикума была дана идея Бога. Кстати, растерянность многих участников, о которой я упоминал, была связана во многом с тем, что было предложено искать божественное внутри себя, и туда, внутрь, в сердце обращать молитвы. Мне кажется вначале, это многих (и меня в том числе), прилично испугало. Читалась вслух и разбиралась книга Г.Гессе «Сиддхартха», связь ее с идеями практикума. На этом, практически не начав, придется закончить об идеях, ведь если скажу о них кратко и мало, - их легко привычно и неверно классифицировать, а писать подробно, - долго и вовсе уведет меня за рамки того, что я наметил написать. Личные итоги и соображения К концу практикума мое состояние несколько стабилизировалось. Оказалось, что в этом «проснувшись рано утром» состоянии можно находиться, жить. И нужно. Это был опыт усилий, направленных на внутреннюю переориентацию, обращению к Высшему внутри меня. Уже в конце Практикума появилось и по настоящее время сохранилось ощущение и осознание, что это был опыт жизни, близкой к нормальной жизни человека. Эта, с внешней стороны почти бессобытийная жизнь, с образовавшимися внутренними пустотами, тишиной и печалью, к концу практикума дала ощущение соединения, намека на связь с чем-то внутри, в бессловесной глубине. Что касается не только индивидуального, но «общественного» значения Практикума. Знаю, что у меня, как и у многих других, бывает такое чувство: чувство отдаленности от своей жизни, как будто то, что происходит, происходило на протяжении многих лет, по-настоящему с нами никак не связано, и что нас несет поток. Или наоборот: мы стоим на месте, а вокруг трагически меняется обстановка, чуждая и не связанная с нами, и это лишено смысла для нас. Думаю, что это - болезнь и практикум указал его участникам возможный путь преодоления этой болезни. P.S. Не пишу своего имени - просто не вижу в этом смысла. На случай, если кто-то захочет мне написать, вот адрес: mevv@rambler.ru |
"... Привычное усыпляет. Моя цель – создать обстановку, пробуждающую от сна жизни. Каждому из нас присуще свойство внушаемости. Еще во чреве матери человек становится объектом внушения. С возрастом это усугубляется. Родители, школа, вуз, СМИ – уже к 20-ти годам «средний», обычный человек настолько запрограммирован, что у него не остается ничего своего. Поэтому мы так плохо понимаем друг друга – программы становятся для нас тюрьмой. Конечно, полностью избавиться от запрограммированности невозможно. Первым шагом к свободе будет уже осознание того, что вами манипулируют. В нашей власти – выбор собственной программы, и в выборе этом мы свободны. Мы совершаем его, собрав весь свой духовный опыт, каждый раз – на грани интуиции. Кто-то довольствуется незатейливыми идеологическими схемами. Кто-то читает священные тексты – Библию, Коран – и в них находит множество приемлемых для себя вариантов поведения. Это – как высотный дом: вы можете поселиться на любом этаже. Никакого эталона здесь не существует. Катастрофа уже произошла в каждом из нас, сейчас мы находимся в посткатастрофической стадии. Но не следует бояться кризисов, ведь они не обязательно завершаются гибелью, распадом. За кризисом может прийти выздоровление..." Аркадий Ровнер об Аркадии Ровнере смотри:
|