(комментарий составителя) Статья "ноосфера и информационное пространство" в журнале "ЧИЖ" вызвала у меня двойственное ощущение: с одной стороны, авторы развивают наш со svami тезис о развитии ноосферы в информационное пространство интернет, с другой - если мы смотрим на этот процесс в целом "оптимистически", а в частности - считаем, что сетевые технологии создают новые возможности для выхода из тупиков потребительской парадигмы к радикально новым формам бытия, - то авторы упомянутого текста оцениваю компьютеризацию как угрозу человеческой свободе Я попросил прочитать эту статью нескольких своих друзей, - лично для меня правильность нашей же оценки не очевидна. Как сказал на эту же примерно тему мой знакомый композитор Николай Винник, "чую, что это так, но где аргументы?". Я вот тоже чую. Но аргументы пока есть только у svami. Другой мой друг, талантливый мексиканский педиатр Джи бен Шарыпов, прокомментировал разногласие коротко: "кому война, а кому мать родна". Здесь я приведу только текст письма svami, а с мнениями других мы, возможно, познакомимся позже. "Сейчас с термином "ноосфера" у некоторых ученых ассоциируется понятие <информационное поле>. Во многих работах современных ученых под <информационным полем> понимается ноосфера и наоборот." svami:- По существу всё Сущее является информационным полем. Ноосфера - особый способ движения информации. Она имеет свою специфику. Если остановится только на простой константации её информационности, то чем же ноосфера отличается от банки с аджикой. Это ведь тоже информация. " ноосфера как информационное поле" svami: - словечко КАК предполагает специфику именно этого поля инфы. "Далее Вернадский постулирует, что: "эволюционный процесс присущ только живому веществу, в косном (неживом) веществе нашей планеты нет его проявлений. " svami:- a само живое вещество, биосфера разве не содержит в себе,(в снятом виде) разумность косной материи. И то, что эта материя может быть организована в мыслящий мозг, в техносферу, и через этот уровень усложнения, или информационной ёмкости приводит к ноосфере - разве это не свидетельство того, что эволюция, как бы тотальный, по всему вертикальному срезу, процесс. " Фактически, это означает, что к ноосфере в каждый конкретный момент времени переходит та часть природы, которую выводит человек из естественного эволюционного процесса, (- да ни хрена подобного. Выводит из эволюции естества, биологического, а не из глобального природного процесса) причем способ этого перевода человек не всегда осознает. И этот процесс связан с разумом человека, с тем его качеством, которое позволяет обрабатывать, воспринимать и понимать информацию биосферы. (- Почему только биосферы, опять таки) svami:- не биосферы а Сущего. То есть, и в том числе так называемой косной материи, что и привело к возникновению и мозга, и техносферы. " Трудно найти в работах, что понимал о. Флоренский под "круговоротом духа", но скорее всего, что следует из дальнейших его писем, это было некоторое информационное поле, которым может владеть человеческий разум." svami:-Как будто человек вне этого поля и ещё только должен им овладеть. (Вернадский:) "Со скоростью, сравнимой скоростью размножения, выражаемой геометрической прогрессией в ходе времени, создается этим путем в биосфере все растущее множество новых для нее косных природных тел и новых больших природных явлений". "Ход научной мысли, например, в создании машин, как давно замечено, совершенно аналогичен ходу размножения организмов" svami:- ну это и есть одна и та же эволюция Разума в Сущем. "Наивно думать, что правительства различных государств с таким усердием развивают определенную сферу деятельности науки просто от понимания того, что в этих исследованиях - будущее человечества. Как правило ими, движут более приземленные и корыстные цели". svami:- многообразные цели, скрещиваясь и пересекаясь дают, в конечном итоге, тот результат, который содержится в свёрнутом виде в непроявленном. "Довольно странный оптимизм испытывает сейчас большинство людей по поводу полной компьютеризации жизни." svami:- дело не в компьютеризации как таковой. Техносфера имманентна сущему. Она плоть от его плоти, и разум от его разума. Это движение САМОГО разума. И очень сложно предположить, что разум уничтожит сам себя. Динозаврам тоже, наверное, казалось, что наступил конец света. Каждый новый виток начинается с глубокого кризиса. Диалектика, ничего не поделаешь. "А, следовательно, это гарантирует отсутствие каких-либо беспорядков и общественных асоциальных проявлений. Однако в них умалчивается о том, что человек совершенно лишается свободы в таком информационном обществе." svami:- это рассуждение с позиции обусловленности его физического тела. Но тот контроль, о котором говорит автор, будет сопровождаться, и уже сопровождается, развитием возможности всё большей свободы в информационном пространстве ноосферы. За всё приходится платить. "эта фраза Людовика (после нас хоть потоп) XV становится определяющей сегодняшнее отношение человека к биосфере." svami:- как это не печально, но биосфера явно сыграла должную ей роль, и переходит, как бы, на более низкий информационый уровень, по-скольку центр активности сместился, через техносферу в ноосферу. Нынешнего человека это, конечно же, пугает. "Абстрактность заключается в том, что все то глубокое понимание разумом человека, о котором говорил Вернадский, в массе своей невозможно." ... ну, эту фразу svami даже комментировать не стал, собрал чемоданы и вылетел из Тбилиси в Киев, к нашему общему другу, известному украинскому физику-спиритуалисту Г. Борману. Основной тезис svami - Дух, проявлением которого является всё сущее, есть также Разум, а разум не может уничтожить сам себя. Иначе говоря, мир эволюционирует, и все новые формы, возникающие в этом процессе, a priori более разумны, духовны, чем предшествовавшие. Дух познаёт себя через развитие мира. Думаю, этот небольшой комментарий поможет в дальнейшем тем, кто будет участвовать в наших cтарых и новых форумах и растерянно гадать, что за странную тантру исповедует svami, что ни на кастанедийство не похожа, ни на прочий дзен-буддизм... |
"...Чтобы освободиться от уз, налагаемых словами, мы должны освободиться от авидьи - нашего невежества, и тогда наш дух найдет свою свободу во внутренней мысли. Но было бы безумством утверждать, что наше незнание языка может найти противовес только в разрушении слов. Нет, когда приходит полное знание, каждое слово остается на своем месте, но только слова не приковывают нас к себе, но позволяют проникнуть через них к мысли и ведут к освобождению..." Pабиндранат Тагор, "Садхана" ...Вся суть именно в том вопросе, который был поставлен Швейцером: можно ли считать нравственный миропорядок столь же объективным и незыблемым, как миропорядок космический? Или же различие добра и зла - нечто вполне условное? о.Мень, "Познание добра и зла" |