ПОЭЗИЯ БЕЗВРЕМЕНЬЯ И ПРОСВЕТАШАМИЛЬ АБРЯРОВ пока осчастливил российскую публику всего одним поэтическим сборником -- «На просвет». Но даже по этой тоненькой книжечке видно, что поэт это значительный. В его стихах явственно присутствуют и Мандельштам, и другие корифеи «Серебряного века», и их супермодернистский наследник Бродский, что не мешает оригинальности дарования. Взять хотя бы неожиданно-трагическое: «И смерть легка, как сахарная пудра». Это говорит поэт, живущий в эпоху, когда сквозь «сумрачную слякоть не прорубиться кораблю», когдаВремя кончилось, и длится только звук последней ноты. Но именно в такие времена обостряется восприятие прекрасного, обостряется вместе с чувством отстраненности от бытия: Все, что было, было не с нами, А с кем-то третьим. Мы уже захлебнулись снами, Теперь мы бредим. Надежда - только на волшебную силу искусства, помогающего отрешиться от действительности, но отнюдь не переделать ее. И на любовь, единственный свет в конце туннеля. Но и любовь поэта необычна: То, что не хочет погружаться в сон И требует с меня хоть минимальной дани, Хотя бы в виде этих странных строк; То, что берется ниоткуда И не заслужено ничем, -- Неужто называется любовью? Абряров не чужд музыкальному творчеству. И для него «в капризе ветреной природы» уловимы «очистительно-печальные» «живые ноты из ниоткуда». И «прекрасна ложь в высоком звуке», даже ложь, ибо в музыке она неотличима от правды. Поэт помнит: Мы всегда жили так, будто чьи-то над нами простерты крыла, В наших судьбах читая следы чьей-то сложной заботы... Теперь-то жизнь иная, и люди не видят больше мистических примет и символов в окружающем их мире. Может, просто теперь мы оглохли, и сердце не держит тепла, Или, впрямь, мы оставлены с нашей невнятной свободой? Свобода эта завораживает и пугает. Но поэт призывает: Смотри на просвет -- возможно, удастся увидеть какой-то забытый, потерянный в спешке ответ... Поэзия Абрярова очень неконкретна, рождается словно из пустоты, из просвета, но в этом ее неожиданная сила. Она -- как тот «зачумленный прохожий», что обнимает «пустыми руками тугой, неуступчивый воздух» и отражает «усталым зрачком безвозвратно упавшие звезды». Это поэзия не предметов, а их мучительных отражений в сознании человека, заглядывающего в неведомый и близкий XXI век. Борис СОКОЛОВ. |