ПОЭЗИЯ БЕЗВРЕМЕНЬЯ И ПРОСВЕТА

ШАМИЛЬ АБРЯРОВ пока осчастливил российскую публику всего одним поэтическим сборником -- «На просвет». Но даже по этой тоненькой книжечке видно, что поэт это значительный. В его стихах явственно присутствуют и Мандельштам, и другие корифеи «Серебряного века», и их супермодернистский наследник Бродский, что не мешает оригинальности дарования. Взять хотя бы неожиданно-трагическое: «И смерть легка, как сахарная пудра». Это говорит поэт, живущий в эпоху, когда сквозь «сумрачную слякоть не прорубиться кораблю», когда

Время кончилось,
и длится
только звук последней ноты.

Но именно в такие времена обостряется восприятие прекрасного, обостряется вместе с чувством отстраненности от бытия:

Все, что было,
было не с нами,
А с кем-то третьим.
Мы уже захлебнулись снами,
Теперь мы бредим.

Надежда - только на волшебную силу искусства, помогающего отрешиться от действительности, но отнюдь не переделать ее. И на любовь, единственный свет в конце туннеля. Но и любовь поэта необычна:

То, что не хочет
погружаться в сон
И требует с меня
хоть минимальной дани,
Хотя бы в виде
этих странных строк;
То, что берется ниоткуда
И не заслужено ничем, --
Неужто называется
любовью?

Абряров не чужд музыкальному творчеству. И для него «в капризе ветреной природы» уловимы «очистительно-печальные» «живые ноты из ниоткуда».
И «прекрасна ложь в высоком звуке», даже ложь, ибо в музыке она неотличима от правды.
Поэт помнит:

Мы всегда жили так, будто чьи-то над нами простерты крыла,
В наших судьбах читая следы чьей-то сложной заботы...

Теперь-то жизнь иная, и люди не видят больше мистических примет и символов в окружающем их мире.

Может, просто теперь мы оглохли, и сердце не держит тепла,
Или, впрямь, мы оставлены с нашей невнятной свободой?

Свобода эта завораживает и пугает. Но поэт призывает:

Смотри на просвет --
возможно, удастся увидеть
какой-то забытый,
потерянный в спешке ответ...

Поэзия Абрярова очень неконкретна, рождается словно из пустоты, из просвета, но в этом ее неожиданная сила. Она -- как тот «зачумленный прохожий», что обнимает «пустыми руками тугой, неуступчивый воздух» и отражает «усталым зрачком безвозвратно упавшие звезды». Это поэзия не предметов, а их мучительных отражений в сознании человека, заглядывающего в неведомый и близкий XXI век.


Борис СОКОЛОВ.
>
Статья Анненского в "Собеседнике"


"Потерянная страница русского рока"








назад
Союз образовательных сайтов


NoDrugs Advertising System


Catalog

Сайт создан в системе uCoz