Возможна ли духовная альтернатива потребительскому менталитету?
13-16августа Архиерейским Синодом РПЦ был принят объёмистый докумет (более 200 страниц) "ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ", состоящий из 16 следующих текстов: 1)Основные богословские положения 2) Церковь и нация 3)Церковь и государство 4) Христианская этика и светское право 5) Церковь и политика 6) Труд и его плоды 7) Cобственность 8) Война и мир 9) Преступность, наказание, исправление 10) Вопросы личной, семейной и общественной нравственности 11) Здоровье личности и народа 12) Проблемы биоэтики 13) Церковь и проблемы экологии 14) Светские наука, культура, образование 15) Церковь и светские средства массовой информации 16) Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма . Создаётся впечатление, что общество заметно охладело к теме экологии, а эта апатия резонирует с несомненным безразличием государства, для которого просто обременительна полемика, например, вокруг целесообразности АЭС. Страна не в состоянии отказаться от атомной энергетики, более того, как окaзалось, она даже не может позволить себе роскошь отказаться от захоронения на своей территории радиоактивных отходов других стран и т.д. Поэтому я не удивился, когда на вопрос одного совестливого православного по поводу отсутствия позиции РПЦ на фоне взвешенно, но всё же высказанных позиций других конфессий на конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро,( в документе Экуменического Совета Церквей <Ускоренное изменение климата. Признак опасности, испытание веры>,) "нас это волнует?" дьякон Кураев отвечает: "меня - нет". Потому приведу полностью его ответ на упомянутом форуме: " Позже один из авторов газеты "Завтра" так прокомментирует результаты Архиерейского собора: "Чуда не случилось. Социальная доктрина Церкви принята единогласно - но нет в ней ни веры, ни духа, ни спасения. Все, что есть, - это прежние обтекаемость и половинчатость, осторожность и благие пожелания, полумеры и банальности. "Основы социальной концепции Русской Православной церкви" представляют собой нечто среднее между конституцией, правильной до горечи, до судорог, и заявлениями МИДа, извечный смысл которых - "как бы кому не навредить". Своего рода справочник для начинающего священника, как, не сбиваясь, отвечать прихожанам про смертную казнь, эвтаназию и аборты" К моему удивлению, этот комментарий, вполне подходящий к той позиции, которую можно было угадать за репликой Кураева, этого "идеологического барометра" внутрицерковных веяний, подходит к принятым на соборе документам разве что с позиций вполне очевидных всем ожиданий читателей газеты "Завтра". Чудо, на мой взгляд, произошло. Действительно, документ повторяет оговорку о неприменимости экологической критики в условиях нашей страны, походя кивнув на чудовищно наращивающий производство Запад ("экологическая катастрофа...происходит на фоне невиданного и неоправданного роста общественного потребления в высокоразвитых странах, где стремление к изобилию и роскоши стало нормой жизни"). Но ценно то, что в условиях, когда давно сложившейся традиции критики христианства "за соучастие" в прогрессе, приведшем человечество к эклогическому кризису, За упоминанием Максима Исповедника стоит целый пласт действительно глубоких идей христианской антропологии от Лосского до современных авторов, ранее "не востребованых". Я вижу ситуацию так: прежние "битвы" велись восновном с другими конфессиями, и важно было всё то в Предании, что отделяет РПЦ от иных церквей. Это как раз тот фронтовой рубеж, на котором привычно окопались известные полемисты.При обращении же к проблемам реальным обнаружился рубеж совершенно иной: между идеологией потребления и... скажу коротко, не боясь показаться пошлым, - духовностью. Само это слово частенько заставляло тех же полемистов морщиться: мол, что ещё за такая духовность вообще, есть христианская православная духовность, давайте о ней говорить, и упаси Бог смешать её с какими-то иноверными духовностями... Но она, эта "духовность вообще", отнюдь не такое уж расплывчатое понятие. Говорим ли мы о религиозной духовности, или о духовности части дворянства прежней России, или духовности интеллигенции, - мы говорим об одном: о единственно реальной альтернативе потребительской парадигме. Похоже, смысл последней не прояснён в общественном сознании. Да что там в общественном... Соответственно, обнаруживая эту черту и комплекс связанных с ней хотений, христианин обнаруживает не что иное, как грех.Проблема экологии - это проблема этики. Для христианина - проблема этики христианской. Мне кажется, что вполне реально, продолжив линию лучшего в документах архиерейского собора, вернуть в практику христианского покаяния и служения эти подзабытые составляющие. Этот текст был написан специально для молодёжного "Яблока", чем, отчасти, и объяснима его "журналистская" форма. Вообще же тема религиозного взгляда на экологию - интереснейшая.смотри также ислам и экология [к карте сайта]
|