"Ешьте хлеб, пейте вино."

прислано из Тбилиси

дайджесты - смотри ссылки ниже

опыт культуры



"Культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются". Таким образом, культуру можно рассматривать как знаковую систему, как Текст с большой буквы, а значит, она также выступает источником смысла, то есть имеет коммуникационную и символическую природу".
По своему определению КУЛЬТ есть то, благодаря чему возвышается эмпирическое сознание и человек сознаёт и чувствует в себе Божественное и своё единство с Божественным.
Человек постольку человек, поскольку он живёт в пространстве языка.
В начале человеческого было и есть слово.
Человек способен на уровне символов, слов, "проигрывать" различные, возможные варианты событий и выбирать среди них наиболее, по его мнению, подходящие. В каком то смысле это есть как бы управление ходом вещей. Ещё в ритуалах с наскальными изображениями животных прослеживается попытка задать должный ход вещей, посредством устройства этого хода в символической форме, так сказать виртуально.
Так же как произвольно комбинированные слова не имеют никакого смыла, или точнее не несут никакого сообщения, кроме разве что собственной бессмысленности, так же и произвольное манипулирование предметами опыта имею где-то тот же результат.
Другими словами жизненное пространство, как в своем физическом аспекте, так и в виртуальном - в форме языка, структировано, упорядоченно согласно законам, между которыми явно отслеживается изоморфизм. "Структуральные аранжировки не являются чистым продуктом ментальных операций; органы чувств также функционируют структурально; и вне нас есть аналогичные структуры в атомах, молекулах, клетках и в организмах"..
В ведические времена этот, по существу единый закон, именовался - "рита" (космический порядок.
Классическое грузинское застолье, будучи достаточно строго организованным действом, несомненно, является ритуалом. И как всякий ритуал он призван, как это упоминалось выше, способствовать осознанию и ощущению присутствия духа среди участников.
В первую очередь следует отметить, что мы имеем дело не с культом вина, как это могло бы показаться на первый взгляд.
Возделывание винограда культивируется в Грузии с незапамятных времен, а изображение лозы мы можем видеть на всех церквах Грузии.



NoDrugs Advertising System

Национальные образы мира


Но существенно отличе от дионисийских, бахусовских культов, где действо разворачивается в священное опьянение и оргии, и где мы находим " чудовищный ужас человека усомнившегося в формах познаваемого".
В них важнейшим моментом является потеря индивидуальности (а следует ли после этого пресловутое слияние с природой, тут еще есть над чем поразмыслить.) Сегодня - это болезненное стремление растворится в непроявленном. Жажда смерти, торжество Танатоса. Может по-детски наивному романтизму прошлого века, или уже теперь позапрошлого, и могла видеться в этом разгуле темного и бесформенного весть о гармонии миров, примирение с ближним, разрыв покрывала Майи и прорыв к Единому.
Но сегодняшняя образованность и интеллект служат лишь плодоносной почвой для безумия, делая носителя такого рода ментальности существом трагичным и невротичным.
В грузинском застолье мы, прежде всего, находим достаточно устойчивую, можно даже сказать жесткую форму.
Такая серьезность гораздо ближе апполоновскому идеалу с его чувством меры, соразмерности, упорядоченности, мудрого самоограничения, свободы от диких порывов. Его око должно быть "солнечно" в соответствии с его происхождением. Опьянение тут нежелательное состояние, скорее унижающее человека потерявшего ум, чем возвышающее его до каких либо оргиастических состояний. Мы можем без труда увидеть в этом обстоятельность и серьёзность, свойственную духу христианских обрядов. Возможно, такого рода соответствия и способствовали тому, что Грузия так сравнительно рано и так глубоко прониклась духом христианства. Мы не будем здесь отслеживать такого рода события, по глубине явно превосходящие нашу способность к пониманию. Мы понимаем, что существенно духовное в застолье проявляется в речи, в тостах, которые, по существу, очень близки, если не полностью совпадают с молитвой по своей интенции. Речь всегда считалась священной, как средство видения истины. Возможно, существует некий структурный изоморфизм между поклонением соме в ведические времена и вином у иберийцев.
"Вот он живой неуловимый всепроникающе победный
гимнотворец Сома"
(Риг-веда)
"Не вселяй в нас безумье Сома, не вселяй в нас ужас, Владыка.
не вселяй неистовство в сердце"
"Силой мысли и силой жизни,
да свергнешь ты с земли и неба
вражью злобу, густейший Сома".
Во многих культурах, включая и мировые религии, при общении с высшими силами используется некий материальный носитель, как бы посредник между духом и человеком. Чаще всего в этих целях используются жидкость, огонь и дым. Возможно это "махабхуты", Великие Элементы, из которых согласно с ведическими представлениями составлен видимый космос. Земля, вода, огонь, ветер и пространство. Они выступают как так называемые "вахана", то бишь "транспортные средства". И таковыми они являются для молитв и славословий. Например, в йоге огонь может быть посредником между некоей духовной сущностью и практикующим. Эти субстанции играют роль как бы шлюза, направляя энергию моего порыва в более определённое место.
Огонь, скажем, как бы возносит к духу, жидкость - к жизни. У христиан жидкость, вино провозглашается кровью Господней, квинтэссенцией жизни.
Пейте вино - кровь Господа, - и будете причастными (частью) Его вечной жизни, причастными Духу. В этом же христианском таинстве Слово становится плотью. А само Слово - выражение Божественного Разума, Логоса, Божественного порядка. В ритуале человек виртуально как бы воспроизводит это слово и этот порядок и становится причастным Духу.

Первая книга, изданная в Грузии (5 в.н.э.) "Страдания святой Шушаник" написана настолько развитым языком, что и сегодня в начальных классах школьники без особого труда его понимают. Этот факт ясно показывает, что до этого времени в стране уже существовала развитая языковая традиция, и культивировалась речевая деятельность.
Помнится, у Хайдеггера есть утверждение, что язык - дом бытия. Не знаю как там относительно бытия как такового, но то, что язык дом бытия этноса, это особых возражений как бы и не вызывает. И этот дом обустраивается через речевую практику. В организации грузинского быта мы можем без труда отследить действо, которое выступает своего рода смыслообразующим ядром круговорота жизни индивида. Этот круговорот, конечно, может быть отслежен относительно многих точек отсчёта. Это и природные циклы, связанные с сельскохозяйственной деятельностью, выгон скота на соответствующие пастбища, производство вина и тому подобное. Но это циклы как бы обусловливающие человека из вне. Они не могут быть факторами, обуславливающими духовное единство общины или этноса. Именно единство, а не пространственное расположение. Такое единство обычно осуществляется религией, культурой в целом. Очевидно, что чувство единства имеет различное значение у многочисленных и малочисленных народов. Так же очевидно, что для малочисленных народов это единство необходимое условие их выживания. Но, по видимому, не совсем корректно будет предполагать, что именно необходимость выжить обусловила столь высокую ценность общности. Вполне допустимо предположить обратное. Именно живое чувство единства способствовало тому, что этот небольшой народ сохранил себя, тогда как многочисленные соседи, великие империи рухнули и исчезли в песках времени. И очевидно, что такое единство должно быть, и, несомненно, было, единством духовным.
В грузинском языке застолье именуется - "пурмариле" - хлеб-соль. У славян гостей встречают хлебом-солью и в этом действе просвечиваются элементы бытовой магии. Мы можем интерпретировать хлеб как плоть и соль как сущность, мудрость, дух. Но в данном случае нас интересует структура этого действа и та роль, которую он играет в жизневороте общности.
Повод, по которому собирают застолье, может быть самым различным и не обязательно связан с какими либо праздниками или датами. Люди, собравшиеся к застолью, избирают тамаду. Момент избрания очень важен. Он как бы демонстрирует добровольное согласие на подчинение избранному в процессе застолья. Тут весьма важный момент, так как именно тамада даёт разрешение на то, что бы человек мог покинуть стол, поскольку такой акт разрушает целостность ритуала и крайне не поощряется. Не поощряется потому, что именно целостность, единство и является целью застолья. Этот факт отчётливо отслеживается в заключительном тосте, который имеет форму благодарения за то, что мы, присутствующие, сумели создать и удержать эту целостность, и что, несмотря на то, что мы сейчас разойдёмся, эта общность будет нами возрождаться снова и снова. Последовательность тостов виртуально воспроизводит все элементы, всех участников общности. Это, по порядку: присутствующие, родители, братья и сёстры, дедушки и бабушки, близкие "ушедшие", дети( начиная с наименьшего), друзья. Далее Родина, Любовь и всех хороших людей. Далее пьют за высокие горы, за солнце. После этого идёт свободная импровизация на столь же важные темы, или выявление личных, высоких качеств присутствующих. "Пурмариле" в сущности достаточно распространённое действо и его элементы могут быть воспроизведены в самых обыденных ситуациях. То, что "пурмариле" жестко не привязано к каким либо датам или событиям и то, что структура его соблюдается и по сей день, с нашей точки зрения и явилось тем фактором, который позволил реализовать то чувство общности, которое позволило грузинам устоять во всех мировых коллизиях как некоей целостности. Это единство зиждется на полностью духовном акте признания ценности и необходимости ближнего, именно того, которого и возвещал возлюбить Спаситель. Ныне транс персональная психология только мечтает о подобного рода чувстве общности.
У Герменевтиков есть предание, что когда мудрость попала под угрозу исчезновения, и встал вопрос кто бы лучше всего мог бы её сохранить, то учителя доверили мудрость пороку, и сокровенное знание было зашифровано в картах Таро. Так же и в нашем случае, дух, будучи укоренённым в самом средоточии обыденного, реализует себя через деятельность, которая во многих случаях могла бы быть, и чаще всего и бывает, действием если не порочным, то уж во всяком случае, далёким от того, что обычно человек понимает под духовным. Но именно потому то и сохранилась эта мудрость духовного единства как живое действо, что обряд её воспроизводящий есть акт обыденный и необходимый.


svami


Первым чудом Иисуса было превращение воды в вино
в Кане Галилейской, причём в отменное.
(примечание пти©)

карты Грузии
вернуться
дайджест от 20 апреля 2000 г.
дайджест от 18 мая 2000 г.

Georgia, 21/4-2000
небольшой Пасхальный материал сиз интернет-журнала *Соборность* посмотрите сейчас


Сайт создан в системе uCoz