Термин неудачный, но у него есть своя история и, главное, он
прижился. История термина: сравнение запускаемого в сон
образа с космическим зондом, который посылают, например, к солнцу, потом
возвращают и по всяким изменениям в нем что-то узнают о природе
солнца. Сама эта метафора, как видите, совершенно сновиденческая:
она казалась естественной в момент изобретения, но, если
задуматься, то ничего подобного со спутниками не делают.
Этот сновиденческий абсурдизм, возможно, и сделал термин
"неоправданно" живучим.
Что это такое Допустим, я намереваю увидеть во сне, простите за банальный
пример, юнгиански-архетипичного дракона в глубоких водах океана
коллективного бессознательного. И пожалуйста, вижу:
Маленький, словно игрушка, дракончик резвится в моей ванне.
Мой внутренний сновиденческий мир не готов, не может или не
хочет удерживать образ большого дракона, и в данный период жизни
слишком много бытовых проблем - океан превращается в ванну.
Это - коррекция "засылаемого" образа по причинам, скажем так,
психологическим. А вот "мистический" вариант:
Намереваю осознать себя на берегу моря, над которым светит
солнце (это было немного сложнее - я хотел в ОС вернуться в
детский странно-реальный сон с солнечным морем).
Во сне вспоминаю, что надо поднести руки к глазам. Осознания
еще нет, сон какой-то увлекательно-сумбурный. Подношу (ладонями к
себе) и все меняется: я вдруг с восторгом осознаю, что я во сне,
более того - в совершенно ином реальном мире. Ночь, руки выглядят
отчетливо-темными силуэтами на фоне лунного сияния. Спускаюсь
вниз через лесок к реке, все очень красиво, шикарная полная луна
над темной водой. Здесь необходимо еще одно отступление: в том
детском сне я плыл в море и оно вдруг стало улицей, которую я
перехожу. Я перешел ее и сон кончился. Я помнил, что мне надо
успеть ее перейти.
А на этот раз я решаю переплыть реку. Холодная вода не
пугает, так как я понимаю, что нахожусь в неуязвимом снящемся
теле.
Плыву к другому берегу с томительно-острым ощущением стремительно
истекающего срока сна: надо успеть доплыть, вот-вот сон
кончится...
Здесь весь настрой на ОС состоял из образов-спутников:
водоем, солнце, другой берег. Но время было ночное ("наяву"), и
солнце превратилось в луну. С образом моря и истечением срока
сложнее, но сам принцип, я думаю, уже ясен.
В другой раз я хотел оказаться на небольшом горном плато в
Крыму, а именно там, где крепость караимов и древний колодец с
высеченной в камне винтовой лестницей - тайный спуск из крепости
(при осаде были проблемы с водой, вот караимы и пробирались за
ней по нему). Вечером я вяло пролистывал какую-то книгу про
древние культуры Америки и попалось на глаза словосочетание
"колодец смерти", вызвавшее кучу ассоциаций (спуск в иные миры и
т.д.). Еще в тот день я был немного озабочен двусмысленностью
своей ситуации: я посещаю гностическую школу, где цель каждого -
вернуться в дом Небесного Отца, в изначальное Царство Света, и в
то же время я намерен продолжать идти путем сновидений - а это, с
позиций "Универсального братства", весьма близко дурному
оккультизму.
И вот во сне я оказываюсь на горном плато, иду вместе с
какой-то экскурсией. Они все идут в старую башню с винтовой
лестницей - подняться наверх и что-то там увидеть. А я думаю:
надо отстать, чего там интересного, в башне-то... Я туда потом
один схожу...
И иду к обрыву. Смотрю вниз - страшно высоко. Точно знаю, что
во сне ничего со мной случиться не может, но высота так реальна,
что я просто не могу себя заставить прыгнуть. Это очень меня
удивляет, я долго стою и анализирую это противоречие.
Здесь тоже целый комплект образов-спутников, как запущеных
намеренно, так и спонтанных, выбранных "сновиденческим я" для
иллюстрирования моих проблем. И вот что важно: все образы снов
имеют
не одну, а две-три предистории, не меньше, - во всех снах, не
только в ОС. В данном случае плато - и реальное место, и
удобная для выбранных сновиденческим режиссером символов сцена.
Башня - и колодец смерти со всем контекстом моих ассоциаций,
раздумий о верхнем и нижнем и т.д., и превращенный образ колодца
караимов, и путь, выбранный Lectorium Rosicrucianum. Не меньше
смыслов и у обрыва, в который я так и не смог прыгнуть. Один из
них - я так и не смог при перепросмотре прошлого вспомнить, как
я, забыв себя от страха высоты, все же поднялся по стертым
ступенькам того колодца (там в одном месте у него нет стенки и
внизу открывается пропасть). Невыполненная задача наяву -
невозможность перейти на новый уровень контроля во сне.
Заключение
Образами-спутниками может стать что угодно. Смело заказывайте
себе в сон понравившиеся или интересные образы из снов других,
любые прдметы и действия вообще. Другой вопрос - что из
заказанного согласна принять ваша левая половина и как она это
отредактирует, в какой многозначный смысловой контекст поместит.
Я намеренно здесь попытался объяснить механизм действия о.-с.
на примере своего собственного опыта, так как отвлеченный
разговор о нем ничего не обёясняет. Я надеюсь, что вы найдете в
своем опыте похожие примеры и увидите их по-новому. А прежде
всего я надеюсь на то, что "из-за вашего плеча" этот текст читает
и чувствует ваше молчащее днем, но всегда внимательное
сновиденческое "я".
из архивов Мерлин-клуба: осознаваемый сон как изменённое состояние сознания, как опыт иного восприятия и темпоральности наблюдателя ("Здесь и сейчас"). Два типа ОС - с "вхождением из просоночных состояний" и "настоящие" "Квази-ОС"