ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ
Slyman Среда, Декабрь 27, 2000 - 12:31:
Все мы помним теорию о трех измерениях времени. Чтобы не путаться в терминах, назовем их в порядке возрастания, как время, возвращение и вечность.
Перед тем, как идти дальше, хорошо бы вспомнить идею, что понятие времени со времен Канта трактуется как форма нашего сознания, т.е. время - это как бы фикция, что-то неопределенное, расплывчатое. Ведь изменив сознание, мы можем изменить и само время. Поэтому не бойтесь времени, оно должно бояться нас.
Для этого рассмотрим каждое из трех измерений.
1. Время. Вовне - череда событий, внутри - череда мыслей и внутренних состояний. Течение. Как бы из одного набора кубиков складываются разные фигуры. Отсюда впечатление новизны, потока.
2. Возвращение. Во-первых, это любая периодичность, например: сутки, год. Но и минута: здесь трудней увидеть периодичность. И даже секунда: совсем трудно. Итак, время - это новизна, возвращение - как бы утрата этой новизны, ее нивелировка: этот день, почти ничем не отличается от предыдущего, а следующий практически не будет отличаться от сегодняшнего. Так же и год. И "что было, то и будет, и нет ничего нового под Солнцем".
Во-вторых, возвращение - это повторение внутренних состояний: радость - горе, скука - энтузиазм и т.п. Состояния периодически колеблются между какими-то двумя противоположными качествами.
Итак, люди, преимущественно чувствующие и живущие в первом измерении времени как бы оптимисты, всегда надеются на что-то новое, которое принесет им поток времени. Почувствовавшие второе измерение - как бы пессимисты, они знают, что новое - хорошо забытое старое. Но благо тем, кто знает о третьем измерении.
3. Вечность. Самое таинственное измерение времени. Вечное теперь. 1 изм. - тезис, 2 изм. - антитезис, 3 изм. - синтез. Т.е. в вечности одновременно присутствуют и новизна 1 изм., и неизменность 2-го, но в новом качестве.
Как будто облака плывут по небу. Форма облаков и скорость их движения может меняться (аналог новизны 1 изм.), но облака всегда останутся облаками (неизменность 2 изм.).
А облака обнимает небо. Или: "30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно -- как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные."
В нас посеяно горчичное семя вечности. Но сейчас мы песок, который уносит поток. Ухватитесь за то, что Вы знаете наверняка и держитесь этого. Превратитесь в огромный, тяжелый камень, который не сможет смыть река времени. птималь Slyman, привет!
Фикцией является лишь линейная концепция времени. Та самая, о которой ты пишешь как о череде событий. Ей исторически предшествовала другая фикция - концепция циклического времени. Всё это - рабочие версии, полезные в ординарной практике, но становящиеся пленяющими наше понимание фантомами, когда ум превращает их в безусловные, корневые части наших конструктов восприятия.
Линейное время ты совершенно верно увязываешь с двумя другими корневыми концепциями европейского сознания: временем историческим и идеей прогресса (это - в словах об оптимизме).
Повторюсь: это всё - рабочие версии разума, ставшие неосознаваемыми шаблонами восприятия времени. Таким образом, о том, что такое время "на самом деле", здесь пока речи нет, - соответственно, рано говорить и о вечности.
На полях хочу заметить, что ты, по сути, вернулся к уже поднимавшейся тобой прежде теме - бессмертию.
Всегда, когда человек задумывается о вечности, он на самом деле задумывается о бессмертии.
Вероятно, некоторые реакции участников этого форума превратили прямой разговор о бессмертии в своего рода "дурной тон", "негласное табу".
Я бы советовал игнорировать эти реакции.:-)
Прежде, чем продолжить тему, я просил бы тебя посмотреть что-то, уже сказанное о времени, - фрагмент из нашей конференции, который я теперь считаю нужным дополнить и продолжить, - тема важная на самом деле, тут много недопонимания.
Всяческих успехов в новом году!
(кстати, что бы ты сказал о празднике Нового года в контексте этих размышлений? :-))
понимание - суть действия
Небольшой комментарий к теме
Как в процитированном фрагменте из беседы прошлого лета, так и во многих других беседах вновь и вновь всплывает один и тот же непреодолимый стереотип: есть, якобы, два рода деятельности - теоретизирование-мышление и "практика", "болтовня" и "реальное дело". Почему этот стереотип столь навязчив? Почему даже те, кто, казалось бы, понял, что без осмысления ни о какой практике говорить не приходится, однажды вновь возвращаются, - часто даже незаметно для самих себя, - на позиции "не-ума" ? А вот это как раз срабатывает ум - инерционный, механичный, неуправляемый. Механичный ум всегда стремится к предельно экономным "решениям". Иначе говоря, лень - его природа. Ум не нуждается в истине - он нуждается в покое. Поощрая такой ум, мы носим в себе паразитический механизм, приносящий некоторую пользу в бытовой рутине, но становящийся чдовищным балластом на пути. Единственный способ ослабить его инерцию - это осознать, отследить в себе корни, которые пустила его лень глубоко во всю нашу природу, и попытаться пробиться к мышлению, которым мы обычно не пользуемся - не механическому, мышлению понимающему. Понимание - предварительное условие любой настоящей духовной практики, её суть и её итог. Всё, что меняется - меняется в понимании. Путь - это развитие понимания и ничего кроме! Понимание - это состояние. Развитие понимания - смена состояний. Живое мышление - такое мышление, при котором новая мысль приводит и к новому пониманию, состоянию сознания, уровню бытия, или, как говорят кастанедийцы, "личной силы".
Недавно один из читателей сайта в чате настойчиво выспрашивал меня: как же так, мол, птималь, ты всё заставляешь всех задаваться вопросом "кто - наблюдатель?", и сам нигде на него не даёшь окончательного и внятного ответа?
Видите, - он тоже разделяет мышление и практику. Он думает, - как и многие из вас! - что можно походя узнать нечто новое, продолжая жить точно так же, как жил. Что есть как бы две независимые линии - узнавание о чём-то и собственно жизнь. Показывая примеры ответов в разных системах, я стараюсь сориентировать ум читающего на собственный поиск. И сам это поиск происходит отнюдь не на уровне обмена пустыми словами. Находясь на ожном уровне бытия, мы можем использовать разговор для того, чтобы рассмотреть все версии и их противоречия. Но затем начинается движение, и тот, кто движется, не может ничего сказать тому, кто не движется. Один сел в поез и уехал, другой остался на пероне и спрашивает его про маршрут. Что спрашивать, - поздно! Поезд ушёл. Выбирай сам, двигайся.
Но движение - не нечто противоположное не только мышлению, но и чисто словесному мышлению. Словесные формулировки - единственный способ фиксации понимания. Формулировка не заменяет понимания, но может служить его меткой в памяти. Понимание - не что-то, что мы получаем раз и навсегда. Оно пришло и будет утеряно. Найти его вновь помогают маяки слов, сопровождавших живое понимание. Более того, чтобы двигаться к следующему пониманию, мы должны опереться именно на словесную форму понимания предваряющего. Мысли-слова - как ступеньки лестницы, по которым идёт понимание. В то же время слова никогда не подводят вплотную к чему-либо истинному, - они могут очертить некую область, в которой мы должны двигаться, указать пропасти, которые есть шанс обойти, дать направление. Но даже очень простые вещи - что такое жизнь? что такое "я"? Бог? - нельзя передать словами. Прежде чем спешить подражать дзенским мастерам или экстатичным суфиям, я предложил бы серьёзно ищущим получше узнать христианский подход. Вкратце, он состоит в том, что абсолютная невозможность как-то понятийно определить сущность Бога, человек веры, то есть человек, открытый Богу и ощущающий Его присутствие, говорит и мыслит о проявлениях этого Неназываемого. Даже слово "Бог" - проявление, Имя Бога - проявление, сама вера - проявление. Всё, что называет Богом верующий - не неопределимая сущность, а проявления Неопределимого в мире, или, как говорят в православии, "действия" ("энергии") Это путь Западной традиции - говорить о проявлениях невысказываемого вместо того, чтобы экспериментировать с языком, разрушая саму его природу ради передачи одного лишь ощущения невысказываемости. На мой взгляд, для нас следовать именно этой традиции использования слова более естественно, чем переносить на почву нашей речи трюки, которые как-то там работают внутри речи и ментальности японской или китайской. Конечно, никто не закрывает нам и, например, пути японского дзен, - но, если уж встановиться на него, то надобно не только изучить язык, но и жить в "Ямато", а ещё лучше - родиться там. Потому скажу проще и резче: никакого русского дзен просто нет и быть не может.
Культура понимания везде, в любой традиции неотделима от присущей именно ей культуры языка. Я имею в виду, разумеется, не писательские навыки или владение словарным запасом, а знание границ возможностей речи и адекватное использование её как незаменимого инструмента познания, фиксации и передачи опыта.
из архивов Мерлин-клуба: осознаваемый сон как изменённое состояние сознания, как опыт иного восприятия и темпоральности наблюдателя ("Здесь и сейчас"). Два типа ОС - с "вхождением из просоночных состояний" и "настоящие" "Квази-ОС"