(библиотека "Экологии сознания")

материалы к теме "ноосфера"


OVUM




из журнала

Ч И Ж   -   Ч Е Л О В Е К   И   Ж И З Н Ь 


ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НООСФЕРЕ




Понятие «ноосфера» впервые было введено в научный обиход Ле Руа, который вместе с Пьером Тейяром де Шарденом в 1923-1924 годах изучал основы учения о биосфере на лекциях Вернадского в Сорбонне.
Тейяр де Шарден заключил, что биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние - в ноосферу, то есть такое состояние, в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу.
Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи. Таким образом прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера - это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Одна из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, заключается в том, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее.
Это единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик.
Человечество само по себе есть природное явление, и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь, причем она не поверхностная, отражающая лишь физическое влияние человека на окружающую среду, а гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы.
«Мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль».

Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой является Homo Sapiens и его разум, то есть научная мысль социального человечества.
В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал:
«Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу».
Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы, причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции.
«Человек... составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет».
Только в этом едином пространстве Вернадский и видел будущее всего человечества.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть представление ноосферы в контексте современной ситуации, охарактеризовать ее как информационное пространство и выделить основные принципы ее существования.

В современности понятие «ноосфера» значительно изменилось в отличие от того, которое сформулировал В. И. Вернадский.
Сейчас с термином «ноосфера» у некоторых ученых ассоциируется понятие «информационное поле». Во многих работах современных ученых под «информационным полем» понимается ноосфера и наоборот.
Наша задача в этой главе выяснить: каким образом стали возможны подобные замены в сознании ученых. Для этого необходимо более конкретно рассмотреть как представлял Вернадский ноосферу, затем позиции современных ученых на это явление в биосфере. Это даст нам возможность понять: каким образом может трансформироваться современное сознание и какие явления и феномены скрывают за собой революционные изменения биосферы на рубеже тысячелетий.

Прежде всего мы обрисуем общую картину взглядов В. И. Вернадского на ноосферу, а затем рассмотрим ее главный аспект и остановимся на его развитии подробнее.
По представлению Вернадского человечество стоит на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное состояние - ноосферу.
Опираясь на государственно-организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек, по его мнению, создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять из себя все более сплоченное сообщество, с этим связан рост средств связи, то есть средств передачи мысли, которые за текущее столетие усовершенствованы так, что соединяют собой всю планету.
«Этот процесс - полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

При этом человек, по мнению Вернадского, впервые поставлен в условия реальной ответственности за жизнь не только в рамках отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте.
Он, как и все живое, должен мыслить и действовать в планетном аспекте потому, что находится и как единственно сознательно мыслящее существо в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может.
По его мнению, человек находится в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету.

Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация культурного человечества» - поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, - не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».
Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества.

Мы привели общие положения Вернадского о ноосфере и некоторые иные представления ученых, вслед за Вернадским, которые дали картине ноосферы целостный и упорядоченный характер. Но задача этой работы не сводится к тому, чтобы только дать определение ноосферы.
Об этом написано множество трудов, в наше намерение входит вслед за общей картиной рассмотреть основное явление, позволяющее человеку перейти в новое состояние единства с биосферой.

Рассматривая теорию Вернадского о ноосфере, мы, разумеется, умышленно опускаем некоторые противоречивые стороны его теории. Теория, существующая как гипотеза, как прогноз может быть противоречивой, тем более, что для Вернадского было большим трудом пытаться определить основные позиции сознания грядущей действительности. Мы в данной работе не будем рассматривать эти противоречия, хотя в различных работах представление Вернадского о ноосфере менялось. Наша задача состоит в том, чтобы собрать некоторую целостную картину представления ученого о грядущем состоянии сознания, и попытаться в сравнении с прогнозом проанализировать действительность, а также найти основные смыслы, управляющие современными процессами в сознании человека. Для этого мы некоторым образом коснемся современного общества и рассмотрим основные ключевые моменты его существования, а также и основных проблем современного сознания.

НООСФЕРА КАК ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ



Говоря о ноосфере, мы сознательно не коснулись прямого перевода слова «ноосфера», чтобы более подробно изложить основные позиции Вернадского на это явление и выделить основной аспект. В переводе с греческого «ноосфера», nous - означает «разум». И поэтому главным и определяющим аспектом ноосферы, который способен произвести все изменения в биосфере, Вернадский считал именно Разум.

Категория разума, к которой мы часто обращались в работе нуждается в определении, чтобы была некоторая ясность в наших рассуждениях. Поэтому мы рассмотрим как понимал разум Вернадский и в своей работе будем придерживаться его трактовки. Он определил ноосферу с помощью двух понятий: «живое вещество» и «биосфера». В «живое вещество» Вернадский включил все отдельные элементы на поверхности Земли, обладающие признаками жизни. «Живое вещество - это ... эмпирическое обобщение всем известных и легко и точно наблюдаемых ... бесспорных фактов».

Вернадский по-своему понимал термин «биосфера», введенный Ламарком и Зюссом. Он предположил, что биосфера представляет собой почти непрерывную, тонкую оболочку на поверхности Земли (толщиной несколько километров), в которой сосредоточено все живое вещество.

Он, в частности, пишет: «... ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием, с окружающей их материально-энергетической средой».

Далее Вернадский постулирует, что: «эволюционный процесс присущ только живому веществу, в косном (неживом) веществе нашей планеты нет его проявлений»
. До появления человека на Земле биосфера менялась в результате эволюции, но оставалась биосферой в рамках трактовки Вернадского. С появлением человека как разумной составляющей живого вещества, с точки зрения Вернадского, внутри биосферы начинает зарождаться качественно новая область - новое геологическое явление на нашей планете, о котором уже было сказано выше.

«Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней».

Фактически, это означает, что к ноосфере в каждый конкретный момент времени переходит та часть природы, которую выводит человек из естественного эволюционного процесса, причем способ этого перевода человек не всегда осознает. И этот процесс связан с разумом человека, с тем его качеством, которое позволяет обрабатывать, воспринимать и понимать информацию биосферы. Именно возможность разумного восприятия и осознания выделяет, как считает Вернадский, человека из других живых веществ, наделенных разумом.

Итак, мы сталкиваемся с проблемами восприятия человека, осознания окружающей среды, вообще с проблемами научной мысли и познания. И это уже общечеловеческий уровень понимания вопроса.
Это чрезвычайно важный момент, часто упускаемый современными философами, занимающимися вопросами ноосферы и разума.
Очень часто рассматривается довольно отвлеченная категория разума, как некоторая идеальная субстанция, которая существует в человеке и также еще где-то. Почти не рассматривается разум в контексте современной культуры. Именно разум, как видел и понимал его Вернадский, который способен человека ввести в новое состояние единства с биосферой.

ХХ век часто именуют веком Разума, когда научно-техническое знание толкнуло человека, по утверждению многих ученых, далеко вперед по эволюционному пути.
Но при этом нельзя отрицать, что довольно часто перед современными философами встают проблемы совершенно иные: восприятие современного человека так ограничено, что он почти не в состоянии воспринимать культуру и науку предыдущего столетия. Что говорить о более ранних культурах, которые для сознания современного человека безвозвратно утеряны и существуют прежде всего как материальные культуры и мертвые традиции.
Смысл для человека из культурных объектов перестает существовать как таковой, он просто выхолощен, затенен материальной формой, в которой находился. Современного человека больше интересует «как это сделано», а не «что это значит».
Двоякая, амбивалентная ситуация у современного человека: с одной стороны его сознание перестало воспринимать простейшие формы культуры по смыслу, с другой - перед ним стоит глобальная задача и ответственность перехода в новое состояние биосферу, что требует глубокой разумности в постижении смыслов происходящего.

Возвращаясь к Вернадскому, необходимо также отметить очень важную деталь в понимании ученым понятия разумной мысли, которой, по его мнению, и должен человек руководствоваться в новом своем состоянии.

Вернадский задает себе вопрос: «мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы?». И сам же отвечает на этот вопрос: «...в науке (по всей видимости, имеются в виду эмпирические научные подходы) мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего».

Но этот вопрос становится открытым для Вернадского. Он разделяет в науке два подхода: изучение факторов происшедшего, с тем, чтобы все-таки ответить на вопрос, почему произошло.
В это понимании глобального смысла, если можно так выразиться, какой-либо ситуации в биосфере и заключается новое положение человеческого разума в биосфере.
Именно эту тему Вернадский поднимает в переписке с о. Павлом Флоренским.

В письмах Вернадскому о. Флоренский предложил «мысль о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой, т.е. о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа. Не сводимость этого круговорота к общему круговороту жизни едва ли может подлежать сомнению. Но есть много данных, правда, еще недостаточно оформленных, намекающих на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусства. Это заставляет подозревать существование и соответственной особой сферы вещества в космосе...».
Пневматосфера от греческого pneuma - означает дыхание, горение эфира.

Трудно найти в работах, что понимал о. Флоренский под «круговоротом духа», но скорее всего, что следует из дальнейших его писем, это было некоторое информационное поле, которым может владеть человеческий разум.
О. Флоренский эту мысль в своих работах не развивает. Но большинство современных ученых, занимающихся проблемой наступающей «информационной революцией», часто затрагивают эту тему в своих работах.
Для того, чтобы рассмотреть как именно современные ученые рассматривают новое явление для сознания и общества, необходимо пояснить некоторые позиции в современной культуре, сложившиеся тенденции и развитие обмена информации.

Вернадский в работах о ноосфере часто повторяет, что для достижения единства с биосферой человеку необходима высокая степень информационных возможностей. Иными словами, он предполагал, что доступность информации будет для общества в целом и человека в отдельности повсеместной. О доступности информации Вернадский говорит очень абстрактно, приводя лишь несколько факторов того, что информация для человека может быть доступна на многих уровнях, в том числе и на биологическом.

Эту проблему следует рассматривать с двух сторон. Во-первых, как некоторое биологическое информационное поле, которое возможно существует в каждом «живом веществе» на уровне с энергией. И во-вторых, как доступность любой мысли человека для всего земного сообщества, что в корне объединит все человечество, объединит на политическом и общесоциальных уровнях, устранит также множество других разногласий и несоответствий. Во всяком случае, Вернадский уповает на то, что созданное человеком информационное поле или пневматосфера будет одной из основ объединения и будет являться одним из важнейших шагов в переходе человека в ноосферу. В другой работе он говорит, что создаваемое человеком информационное поле, собственно, и есть самый главный аспект ноосферы.




Мне думается, было бы правильнее ограничить понимание "информационного поля" в данном контексте виртуально-коммуникативным, (от телефонии до интернет), исключив из рассмотрения "биоэнергоинформационные поля". Во-первых, привлечение пока ещё сомнительной науки в тему ничего не добавляет к проблеме, во-вторых, если уж смотреть на информационное пространство "шире", чем просто на пространство коммуникаций с помощью новых технологий, мы оказываемся перед проблемой неопределённости самого понятия "информации". Ведь с тем же успехом можно сказать, что ВСЁ вообще есть информация, - всякая форма, вся система соотнесённости вещей. А к этому "полю" нет нужды "подключаться" - мы из него и не выходили.


продолжение статьи


"информационный взрыв": угроза свободе или прорыв к новому сознанию?
время попсы

Marka UNIK.jpg (1987 bytes)


Интернет - проявление Божественного Единобытия в мире???

 

СМИ (внутренняя полемика)
Церковь и экология
"Горний приют" -
-духовный центр и экологическое поселение в Карпатах.
Новый проект Движения "Экология сознания"





Ganjawars.ru - не вовлекаясь - увлекись!

НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета

Сайт создан в системе uCoz