VK продолжу. Почему я против взваливания ответственности на СМИ?
Во-первых, потому что это подменяет идеологию потребления некими людьми, и
в
итоге напрашивается вывод о необходимости бороться с людьми, а не искать
альтернативную систему ценностей.
svami
Тут бы определится, кого мы имеем в виду говоря МЫ. К кому мы с тобой
обращаемся. Я думаю что к обывателю, человеку улицы. Он не очень-то
рефлектирует относительно своей обусловленности и потому подвержен внушениям
и манипуляции со стороны власть имущих. Собственно "власть манипулировать".
Когда мы говорим о изменении ценностных приоритетов то практически прём
против власти. Конечно СМИ инструмент. Но не только. СМИ пытаются играть
свою собственную роль, четвертая власть, как говорят. Они всячески
взвинчивают такие штучки как свобода слова, право на информацию, право
человека знать. Хотя мы понимаем что нет фактов а только интерпретации. Не
следует бороться с СМИ, бороться надо с мистификацией информированости.
Иллюзия понимания хуже неосведомлённости. Тем более что это "понимание"
подложное.
VK Во-вторых, потому что само такое
перенесение ответственности на внешние причины продолжает всё ту же линию
самооправдания. Мы говорим о не-обусловленности, но при этом сваливаем
вину
за нашу обусловленность на СМИ - то есть расписываемся в том, что были,
есть
и будем обусловлены. Типа "убрать СМИ - и мы станем свободными и
умными", -
но что это за свобода, которая зависит от внешних факторов? Обусловленная
отсутствием СМИ свобода - та же обусловленность, согласись.
Сама необусловленность требует вопроса - "необусловленность чего".
svami Самость
по природе необусловлена. Но становление, развитие человеческого существа от
чисто биологической потенции до полностью ментального существа процесс
сложный а посему и корректируемый из вне. В потенции. Пточему мы усваиваем
те а не иные ценности. Почему я никогда не курил, а мой брат умер от
алкоголизма. Среда была одна и таже, но мы разделяли разные ценности. Мы
приходим в этот мир не чистой доской, у нас есть таковость. Откуда она
берётся это другой вопрос. Можно ли что изменить в человеке, изменить
основные ценности. Я думаю что нет. Да и не надо. Вместо бороться с
недостатками следует развивать достоинства. По сему если вернуться к
экохозяйствам, то туда могут пойти только люди с определённым виденьем. И
свобода для этих людей в том что бы развиваться трансформируя среду, а не
приспосабливаться к среде которую задают другие люди.
VK В-третьих, потому что такой ход мысли страдает всё тем же пороком, что и
все
подходы к экологической (в широком смысле слова) проблематике: например,
Дума принимает закон о биоэтике, закон о защите психической среды и т.д. И
когда того же дьякона Кураева спрашивают об отношении церкви к экологии,
он
говорит: а что? это не к нам, мы НЕ МОЖЕМ ЛОББИРОВАТЬ ЗАКОНЫ.
Никакие законы, никакие запретительные меры и никакой контроль не решит
проблем ни экологии биологической, ни экологии информационной. Любой
закон,
как известно, - прежде всего средство власти чиновников, инструмент
получения прямых или косвенных взяток. Критерии психической или иной
чистоты
субъективны, - во всяком случае, это безусловно так для любого закона.
Отсюда - возможность любого идеологического произвола. Но хуже - как в
примере с Кураевым, - то, что сама ориентация на законодательное решение
означает уход от проблемы. Смысл перемещения проблемы в юридическую
плоскость для конкретного человека всегда в одном: "теперь это не моё
дело".
svami
Экология как мы её понимаем, это экология сознания, это, грубо говоря,
усилия направленые на самоотождествление (с самостью). Обычный человек
отчуждён от себя. Посему экология сознания это очень личное дело.
VK Предлагаемая нами альтернативная система ценностей должна действовать
через
человека, не переадресовывая никаким внешним инстанциям его проблем и его
ответственности за их решение. В этом ключе сама постановка проблемы
"вредоности СМИ и определённых кругов-лиц" абсолютно неприемлема.
svami
А вот создание такого хозяйства и может быть наиболее эффективным
политическим действом. Реальная альтернатива существующему образу жизни.