Вот я и вернулся. Посмотрел купленый для проекта "ecomind" дом. Обычный домик, деревенский, между поворачивающим на Славск шоссе и горой. Место - точно на границе цивилизации и "дикой природы". Вечером мы сидели с Куртом под огромной одичавшей яблоней и смотрели на почти полную луну. За заборчиком светился туман и пейзажи, запомнившиеся днем, исчезли. Мир изменился до неузнаваемости. Говорили о настоящем и иллюзорном времени, о восприятии "здесь и сейчас", - и, что удивительно, оно, это пресловутое "осозаваемое присутствие", то и дело вспыхивало и длилось. Я, помнится, говорил, что не столь важна частота "самовспоминаний", постоянство или длительность осознания, сколь глубина. Настоящее время имеет глубину, многомерность, в которых можно путешествовать, радоваться, жить. И чем глубже ныряешь в этот океан подлинного бытия, чистой реальности, тем больше как бы остаёшься в ней, становишься сопричастным. И тогда эти волшебные путешествия превращаются в возвращение домой. Следующим вечером у ставшего традиционным костра, svami, что-то объясняя Курту (речь шла вобщем-то о бардо, но я пока оставлю эзотерику в стороне), развил мысль, кажущуюся совершенно противоположной моему восприятию времени. Где тот ты, которому /было/ 14 лет? Сейчас он в тебе, как говорят диалектики, "в снятом виде". Нынешний же ты - возможность чего-то ещё большего, которая также будет "снята" в нём. Время оказывается вектором реализации духа, возвращения к транс-личностной полноте. Да, частенько мы впадаем в крайности. Говоря о ЗиС, - присутствии "здесь и сейчас", - не стоит отбрасывать концепцию линейного времени как нечто вредное. Вредна не та или иная модель, а её абсолютизация. Когда мы забываем, что любая модель - инструмент знания. "Знать = уметь пользоваться". Мы со svami словно движемся к одному с разных сторон. Очень уж разные у нас "исходные описания мира", разные парадигмы. Даже опубликованная здесь декларация является скорее местом встречи этих почти несовместимых позиций. Свами - "монист" ("Всё есть дух"). Я - теист ("всё есть диалог"). Даже цели, если их воспринимать как некие внятные жизненные (или "после-жизненные" :-)) проекты, кажутся разными. Сознательный переход бардо у Свами и обнаружение подлинной личности, выращивание её из горчичного зерна в почве личности "ложной", как называют эго гурджиевцы, в пути человека religio (religio - "восстановленная связь", взаимораскрытие Творения и Творца). И сайт "Солнечное лето" тоже оказался местом встречи этих полярных взглядов. Что особенно интересно - не являясь для меня авторитетом в обычном смысле слова, Свами остается моим учителем. Учитель - категория мистическая. Это значит, что его рекомендации реально действуют. Прочти я их в какой-либо книге - они не обладали бы никакой силой. И это не имеет никакого отношения к нашим разногласиям и согласиям, правоте или неправоте, - это то, с чем сталкивается каждый, кто действительно встретил Свами. Эта дорога на Славск, поворачивающая перед калиткой огромного участка (40 соток) "Приюта" на мост через неглубокую горную речушку, так и провоцирует проезжающих остановиться именно в этом месте. "А куда это мы, собственно?" - словно спохватываются они. Мир словно останавливается здесь, прислушиваясь к ритму потерянному в суматохе истории собственному неспешному ритму. Экодолина - место, где встречаются дороги и горы. Место, куда можно приехать всегда любому из званных. Но лишь для немногих это место возвращения, дом. |