к странице обновлений
пламя недвойственности





чат Экодолины

Присутствие ''Здесь и сейчас''
- осознанность во сне и наяву




Cубъект активен

" У людей и нелюдей, порешивших эго, только то и забот чтобы помочь по возможности другим людям и не людям. Потому что больше и делать то нечего"
pro




Часто наши местные последователи веданты выцеживают "абсолютный субъект" как нечто, словно бы подобное объекту наоборот, видя в нём неподвижный, почти абстрактный абсолют. На уровне слов даже трудно схватить, что здесь не так. В самом деле ведь абсолют, в самом деле некоторым образом неизменный и потому как бы неподвижный... Но в то же время Я - это ЧИСТОЕ ДВИЖЕНИЕ, "момент движения", его суть. Это - намерение. Ухватив тождество намерения и "Я", можно избежать множества ловушек метафизики. Знание "Я" не метафизично, не спекулятивно, оно простое и "житейское", но эти простота и "житейскость" имеют своим предварительным условием полную прозрачность всех мнимостей, с которыми бытовое "я" отождествляется.
Замечательной находкой Кастанеды была пара нагваль-тональ: нагваль, ассоциирующийся по многим "пунктам" с абсолютом Востока и платоников, в отличии от них ПРЕИСПОЛНЕН внутреннего движения и даже какого-то непостижимого множества. Это - во-первых. И, во-вторых, он не метафизическое понятие, а понятие-символ, "схваченное вживую". Не абстракция, а конкретная предельность непостижимого.
Это понимание "всемирного" нагваля стоит попробовать применить к микрокосму, к субъекту, - и, возможно, удастся "схватить вживую" и его не-элементарную конкретность, не-метафизическую реальность.
Надеюсь, понятно, что сказанное - не цепь суждений, а попытка с ущербностью, свойственной всякому краткому изложению, суммирующему опыт, передать вполне практическую интуицию внутреннего, в которой вам остаётся узнать уже, вероятно, знакомое по опыту люцидности (и не только) предельно-подлинное, и в то же время не-элементарное "Я". Более того, - в отличии от, скажем, "атмана", это Я индивидуально, оно ближе христианскому пониманию духа, внутреннего человека, "адама в каждом из нас".
Как мы приходим к опыту подлинного "Я"? А никак. Нет такого опыта. Есть опыт подлинности. Мы приходим к подлинности, и в ней обретаются одновременно и Я, и не-Я как бытие.

"Мы - забытые следы
Чьей-то глубины".
Александр Блок

путь к прозрачности
начинается с выслеживания - движения по следу бытия

Почему мы думаем то, что думаем? Ищем то, что ищем и хотим того, чего хотим? Выследив в себе то, что навязано извне, - воспитанием, пропагандой, мнениями окружающих, похвалами и осуждениями, рекламой и проч., - мы имеем шанс выйти и на след подлинного в самих себе.
Выслеживание обусловленного внешне содержимого я-концепции не имеет целью его устранение, - только прозрачность! Я должен быть ясен самому себе, но это "я" - "внешнее", "личность", - и, став ясной, люцидной, она перестаёт провоцировать внутреннее Я на отождествление. Я как таковой остаюсь наблюдателем этого внешнего, свидетелем, и это предельное, подлинное Я уже не может быть отрефлексировано, "выслежено" тем же способом, - да в этом и нет нужды, оно само и есть знание себя.
Но легко искать чужеродное и мешающее, когда оно кем-то уже указано, названо. Вот сказал Карлос Кастанеда "чувство собственной важности" - и все ухватились: ЧСВ тут, ЧСВ там...
Но попробуйте отследить неназванное..:-))
Проясняя для себя извне обусловленное, выслеживая мнимое "я", я освобождаюсь. Не от него, но от его власти. Внешне человек всё тот же, - но внутренне он свободен. Смещается центр выбора, центр принятия решения. Когда я слышу про "стирание личной истории", всегда невольно задаюсь вопросом: да нашли-ли стиратели эту историю? Так ли всё с ней ясно, что уж только стереть и осталось?
Играя навязанные роли, тщетно искать подлинности в новых правилах игры. Был толкинистом или сатанистом, стал воином нагваля... и что дальше? Ну разве что космонавтом осталось... Затянувшаяся подростковость - постоянный поиск границ, правил в неопределённом мире сомнительных истин. Как бы репетиция чего-то значительного, что будет жизнью. Когда-нибудь...
Мы как бы не вполне есть, а всегда лишь собираемся быть. И проскакиваем мимо бытия. как говорится, "на крыльях мечты". Пролетаем даже без свиста, но с таким унынием, словно не сами пролетаем, а кто-то нас подло обманул. "Кинули сирот".
А бытие ближе чем рядом. Рядом - это было бы слишком далеко. Рядом - это как раз там, куда устремлены все наши хотелки. Но что в нас устремлено в это единственно подлинное, ускользающее "здесь и сейчас"? Всё, кроме хотелок, кроме мнимого "я", вечно планирующего "эго", всё, что не обусловлено извне. Но оно замуровано в мнимостях, и главное - его сила - намерение - украдена хотелками этих мнимостей.
Иногда мнимое раздражается, испытывает гнев и даже как-то радостно хватается за них. Это подлинность бытия будоражит его, - и хочется стать чем-то настоящим, да не можется... Заметьте, как у многих чем нелепее повод, тем сильнее вспышки ярости. Человек вовсе не так рационален, как мнится. По существу, он вообще безумен. Постоянно что-то делает - и всерьёз не знает зачем! Всем недоволен - и боится это всё потерять! Надеется на завтрашний день - но спросите его, куда он дел день вчерашний?
Мнимое именно потому не способно удивляться, что эту естественную для истинного Я реакцию по-своему успешно заменяют раздражение, досада и гнев. Когда подлинное смолкает в восторге, мнимое способно лишь ловить его подобия в пафосе. Когда подлинное начинает тихо звучать, мнимое начинает оглушительно шуметь. Когда подлинное звучит отчётливо - мнимое парализовано.

радикальный поворот

В любом серьёзном, на равных с самой смертностью нашей, подходе начало - это всегда радикальный поворот.
Обыденное намерение не наше, - как сказали бы кастанедовцы, оно "от лукавого летуна".:-)))
Это намерение живого без духа умереть. Всё, что мы делаем автоматически или " в силу обстоятельств" - силой того же намерения. Если мы сели медитировать и что-то мне мешает, занятие кажется бессмысленным и несвоевременным, - это тоже оно. Оно сопротивляется любой попытке вырваться из его стремнин.
Радикальный поворот означает смену намерения, и начинается поворотом описанного намерения к совершенно иному - намерению нашего духа. Это не означает только поворота внутрь или банальных призывoв к самосовершенствованию и работе над собой, - хотя, в каком-то смысле, подразумевает и нечто подобное.
Поворот намерения - прежде всего разрушение всей структуры привычек, всего обыденного ритуала. Это, конечно, акт формальный, но он работает. И цель, которая выбирается как маяк - нечто далёкое, невероятное, совершенно неординарное, нездешнее.
Так повворачиваются к Богу те, кто в самом деле становится христианином. Так поворачиваются и к миру по ту сторону снов. Сначала - просто предельное внимание к снам, поиск в минутах дня резонанса с ними, потом - расширение внимания, углубление восприятия реальности наяву, - всё становится удивительным, рутинный бег времени словно утрачивает власть, - как и во сне, где нет ни смерти, ни иных прожектов, а есть лишь ощущение ограниченности срока самого этого состояния.
Мир становится прозрачным, или, как переводится термин "люцидный", - ясным. Он удивителен, как сон или мир ребёнка, в нём всё впервые и всё необязательно, не в силу обстоятельств (каковые столь же мнимы, как и в снах), а как бы волшебным образом. Не останавливаетесь на этом, - а такой соблазн будет, - это такая убедительная гавань! Ваше цель глубже, - внутри этой многомерности оттенков, форм и смыслов. Там, в глубине, - наяву так же, как и в мирах сна, - то, что по ту сторону видимого мира.
Не стану заманивать видением или какими-то параллельными вселенными, - там ТОТ ЖЕ самый МИР.
Да, перейдя на другой берег снов с сохранением осознания, вы вернётесь в этот мир, - но вернётесь словно иными, в словно иное. Это будет мир, где будто бы большую роль играют пространства и много меньшую - время.
Мир "Здесь и сейчас". Слова обманчивы из-за частого употребления. Но если вдуматься в слово настоящее и принять его во всех смыслах, - то это и есть оно, "настоящее" настоящее.
Настоящее время настоящего "Я".  

полюс внимания и полюс покоя
энергия парадокса


Часто повторяют слова мудрецов, что каждое мгновение надо жить как последнее. Это верно. Но как вы будете готовиться к приёму гостей в следующий день своего рождения, если будете сейчас жить лишь смыслом последних минут на земле?
Когда один новый президент одной древней страны, выглянув в окна, сказал: - Здесь надо посадить секвойи! - ему возразили: но господин президент, на то, чтобы они выросли, уйдут века! - Что ж, - ответил он, - значит, начинать надо не откладывая...
Как совмещаются эти две стратегии? Или вспоните кастанедийское кредо воина: "верить не веря". Таких парадоксов в поведении повернувшего намерение множество, он живёт ими.
Для простоты можно представить себе внутренний мир человека как двухполярный. Один полюс собирает энергию с зарядом "рядом смерть", другой - с "зарядом вечности". Один - настороженно-внимателен ко всему, что поможет вырваться из коридора времени, другой - спокоен так, словно ничто не может подвергнуться риску и никакие цели не важны. Один - постоянно почти в тревоге от расстояний, разделяющих то, что есть, от того, к чему он стремится. Другой полон ощущения что уже всё есть.
Это совершенно реальная двойственность, и чем мощнее каждый из полюсов - тем мощнее энергия, соединяющая их. Это и есть энергия поворота намерения.




OVUM


Семинар-практикум Аркадия Ровнера
впечатления участника
.

26 апреля

---
waiter: (из конференции на страничке суфийского ордена Ниматуллахи)
Осознать можно только то, что сознанием не является. Невозможно при помощи сознания осознавать сознание.
Того, который осознает СЕБЯ (осознает нашу личность) невозможно найти, поскольку Он никогда не терялся - составляя саму основу нашего бытия. В процессе духовного развития Он просто снимает завесы, чтобы в конце Пути открыть самого себя в первоначальной чистоте, без завес. Это "метафизический" вариант объяснения.
Но можно при желании и выстроить иерархию - более тонкие слои психики осознают более грубые.
В этом хадисе (речении Пророка, мир ему) говорится о причине возникновения мира. Один из наиболее часто цитируемых хадисов в суфийской литературе. Он объясняет эволюцию мира как процесс открытия, познания Богом самого себя при помощи человека.
Давид (мир ему ) сказал: "О Господь, почему Ты побудил творение к существованию?"
Господь ответил: "Я был сокрытым сокровищем. Я захотел быть узнанным, и потому сотворил все тварное".
Завесы необходимы в качестве "отражающей поверхности", в которой Бог видит самого себя - при помощи человека. Без завес не было бы и тварного мира - ничто бы не сущестовало.
Знание есть там, где есть субъект и объект. Без завес был бы чистый Субъект - никакого знания.
Вглядываясь во внешний мир, мы получем знание о себе самих. Человеческая психика очень точно отражает структуру, описываемую в этом хадисе. (Либо можно сказать, что идея Бога, познающего Себя, - это метафора для человеческой психики. Все относительно, все зависит от точки отсчета). Духовный путь - постепенное узнавание себя. Но не просто составление каталога своих эмоций и мыслей. Это узнавание себя в качестве Субъекта мира. В качестве сознания, которое и творит наш мир (как минимум, наш индивидуальный мир, порождаемый психикой человека). Для того, чтобы возник мир, Абсолют как бы отступает, жертвует собой - формируя завесы и вводя разделение на субъект и объект. От человека требуется встречная жертва - ему нужно отступить, отказаться от себя, пожертвовать собой - и тогда становится проявленным Абсолют.
Но в конечном итоге все это оказывается иллюзией, игрой теней, исчезает разделение на субъект и объект, никого не надо искать, не перед кем отчитываться или ощущать вину, ничем не надо жертвовать, нет и познания, и остается лишь чистое сияющее бытие, предвечный свет, который не выразишь никакими словами.
Самовспоминание - из бесед с последователями Четвертого Пути (Речь идет о самовспоминании - термин Гурджиевской системы, обозначающий более высокий уровень сознания, пробужденность, присутствие. Обычный человек "не помнит себя". Аналог его в суфизме - "присутствие дыхания" и "присутствие сердца"., а также зикр.)
Можно испытывать чувство любви, которое не направлено ни на кого в частности. Но обычно для этого требуется какой-то объект.
Можно вспоминать себя "вообще" - когда получается, когда напомнил "будильник". Но наиболее глубокое и эмоциональное СВ (самовспоминание) требует со-участника.
Как кажется, СВ не просто психологическое усилие - а нечто более глубокое, связанное с самоотказом, уходом от личности. И такого рода уход, своего рода само-пожертвование лучше удается, когда оно совершается во имя кого-то. Этим "кто-то" может быть другой человек - особенно в первоначальных стадиях.
Вспомнить себя (Себя) значит поклониться Другу - в д р у г ом человеке. Для нас таким человеком, прежде всего, является наставник. (Но это не исключает и любого другого человека).
"И тогда ты воскликнешь смиренно:
'Мне не нужно иного царства, кроме царства этого поклона!'"
(Руми)

 


время - энергия реальности

разные подходы к теме "внутреннего Я"
"ложная личность" - вопросы птималя гурджиевцам

"искать себя"


из архивов Мерлин-клуба:
осознаваемый сон как изменённое состояние сознания,
как опыт иного восприятия
и темпоральности наблюдателя ("Здесь и сейчас").
Два типа ОС -
с "вхождением из просоночных состояний" и "настоящие"
"Квази-ОС"

Путь сновидений. Границы и дороги
вернуться

Aport Ranker
norlink@mail.ru
Copyright ©пти2001
cолнечное лето


Единство в разделении

 


Сайт создан в системе uCoz