Одной из задач Мерлин-клуба изначально было формирование культуры иррационального и в частности - культуры отношения к снам. В традиционном обществе существуют остатки архаичных культур сна, например, традиция толкования (с акцентом на исключительной роли вещих снов или снов-знамений) - надо заметить, чисто женская традиция. В сложившейся иерархии ценностей активный человек (а таковым, согласно этой же иерархии, должен стремиться быть мужчина) снов не помнит, или даже вообще не видит. Проще говоря, существующая система ценностей не поощрает внимания к снам, кроме традиционно-женского со всеми многочисленными сонниками, семейными легендами, "житейским опытом" и т.п.
Стараниями Фрейда сны стали объектом исследований, но эти исследования изначально оказались скованными фрейдистским мифом.
Юнг, казалось бы, несколько оздоровил ситуацию, создав предпосылки для культуры описания иррационального вообще. Но по-настоящему отношение к снам как к ценности произошло благодаря книгам КК (и, в этой же волне - исследования Лаберже и проч.).
Мы здесь вроде бы развиваем эту самую культуру сновидений. Но правомерно-ли именно осознаваемое сновидение делать сверхценностью этой культуры? Не создаем-ли мы нового мифа, сковывающего наше восприятие снов? Какова роль среды общения в личном пути сновидца? Возможен-ли сновидец-одиночка? Не слишком-ли предопределен путь сновидца системой ценностей, принятой в его среде?
И, наконец, что же еще "достойно разговора", кроме ОС, в мире ощущений и опыта, до сих пор остававшихся за бортом всякой культуры, включая так называемую эзотерическую?
Обычные сны - удивительные и привычные; странные воспоминания, вообще опыт, не вписывающийся в концепции, - всему этому посвящена эта рубрика.
из архивов Мерлин-клуба: осознаваемый сон как изменённое состояние сознания, как опыт иного восприятия и темпоральности наблюдателя ("Здесь и сейчас"). Два типа ОС - с "вхождением из просоночных состояний" и "настоящие" "Квази-ОС"