После инициирующего преодоления границы СП встает задача
возвращения (сохранения пути). Она исполнима при использовании на пути
сна "зарубок", (мальчик-с-пальчик). Путь может измениться, но зарубки
остаются и на измененном. Возвращение тем же и в то же время не тем
путем позволяет сновидцу увидеть другую сторону всего показанного ему
его левой стороной.
Чаще всего возвращающемуся кажется, что он делает круг, то есть
путь не сохраняется Если он ошибается, то ошибка вызвана другой
стороной вещей маршрута, изнанкой декораций. Такое путешествие дает
бездну бесценной информации, если после пробуждения попытаться
определить, какие из образов обратного пути оборотны первичным образам
сна.
Но возможно, обратный путь действительно иной. И тогда тем более
возможно, что само возвращение иллюзорно: место или вещь, к которым
сновидец вернулся, не те же самые. Сновидец выполнил задачу, но
совершенно иную (и также имеющую свою ценность) - он создал дубликат
стартового эпизода своего сна. По-существу, такой вариант близок
предыдущему, так как дубликат также является оборотной стороной.
Стартовый образ получает новое смысловое измерение и бесценен как
образ для медитации.
/1/
Если при использовании "зарубок" на пути они сами становятся
дубликатами, вероятнее всего, вы используете образы, несущие требующую
решения или разгадки проблематику.
Попытки дневной личности занять позицию учителя по отношению к
сновиденческому "я" встречают оправданное сопротивление последнего. В
этом сложность и парадокс ученичества на Пути Сновидений: кто кого
учит? Если я дневной даю рекомендации дневному тебе, это только
иллюзия обучения. Самое большее, что мы можем, это вести ни к чему не
обязывающую беседу о снах. Тела сновидений прислушиваются к ней и это
их молчаливое присутствие может помочь им как исполнить их собственные
задачи, так и сформировать новые, - возможно, (только ВОЗМОЖНО),
согласующиеся с чаяниями наших дневных "я".
Из-за этого вопросы о целях обучения наяву утрачивают смысл,
утрачивает смысл и иерархия учитель-ученик. Мы все ученики наших снов
и при этом мы все же обязаны сохранять если не доминирующее, то во
всяком случае достойное, независимое положение. Можно сказать, что
должен сохраняться паритет сил дневного и сновиденческого "я".
Катастрофой является их конфронтация, целью - диалог и создание общей
для обоих зоны осознания
Сновиденческое "я" предрасположено к решению сложных задач,
таких, которые дневному "я" просто не по плечу. Эта
предрасположенность делает их иногда озорными пародистами наших
возвышенных теорий, иногда - готовыми легко проглотить приманку
дневного "я", принять вызов.
Можно сказать, что сновиденческое сознание, смотрящее из
укромного теневого кабинета нашего дневного "я" на происходящее с нами
и на наши поступки и речи, бдительно ждет вызова и готово воспринять
как таковой практически все, чему дневное "я" позволяет уйти из под
контроля
Поэтому так хорошо воспринимаются команды-отрицания: "Во сне у
предметов нет теней", "Мне никогда не снился и не может приснитьс
дракон" и проч. Поэтому же законы снов меняются, как только мы
отслеживаем и фиксируем их для себя в качестве законов.
/1/
В одном сне я бродил по городу и удивлялся отчетливости и красоте
теней. Было много свободных от домов пространств с реками, холмами,
лесопарками. В начале сна, запомнившемся смутно, я проходил мимо
церкви, которую с восторгом узнал как единственную свою. Побродив по
городу и перепробовав разные трюки восприяти во сне, я стал искать ее
снова и в конце концов нашел, разумеется, с другой стороны.
Была уверенность, что эта церковь существует и в дневном городе,
стремился запомнить место. В начале сна я проходил мимо и решил зайти
в нее в конце сна, но, найдя ее вновь, не смог до нее дойти - сон
оборвался. Точное ощущение, что на этот последний образ ушли остатки
силы сновидения, силы, необходимой чтобы дойти до цели - ощущение
совершенно то же, что в первых преодолениях границы (реки), когда
резерв силы не позволял достичь другого берега и сон обрывался. В обоих
случаях нехватка силы осознается как невозможность больше удерживаться
во сне ("истекает срок").
Был аналогичный случай, растянутый на два сна - в одном я видел
интересное место, в другом его искал и нашел. В промежутке яви такой
задачи перед собой я не ставил, тело сновидения действовало само. Как
правило, удачнее всего исполняются не те задачи, которые наше дневное
"я" предлагает своему сновиденческому двойнику, а его собственные.
3
ЭТИМОЛОГИЯ СНА
Граница сохраняет силу.
Преодоленная граница - получение новой силы (новое пространство сна =
новая сила). Любой образ дороги (лестница, река, башня, дверь, небо) -
дар Силы.
/1/
Возвращаясь к теме ГРАНИЦЫ, прежде всего сформулирую главный
тезис: ГРАНИЦА и ДОРОГА - смежные понятия. Где обнаружено одно, есть и
другое.
/2/
История рождалась в хаосе бездорожья. Первыми границами (и путями)
стали реки. И, разумеется, сразу же обожествленное средство
превращения бездорожья в территорию - конь. Архетипы Корабля-лодки,
Моста, Плавания, Всадника и сейчас сохраняют силу, а если учесть их
новые эквиваленты, то наши сны полны ими. Река во сне синонимична
городской улице, автомобиль - лодке и т.д.
/3/
Горные хребты, как и реки, были первыми границами территорий.
Самая высокая гора, главная из гор - ЦЕНТР мира и ДОРОГА на небо.
Отметьте: центр, как правило, всегда дорога вверх. Именно поэтому
поиск центра снящегося пространства и вход в него приводит на новые
уровни сна. Образ многоэтажного здания - синоним горы. Это тоже путь
вверх, но это также и плененность землей. Сложный образ, где лестницы
ведут, но стены ограничивают. Образ, воплощающий социальность со всеми
ее нормами, запретами, надеждами, ценностями. Гора, став зданием, уже
не может привести на небо - можно лишь "продвинуться вверх по
социальной лестнице".
/4/
Стена - граница, которая, как кажется, единственная из всех не
может стать путем. Реку можно пересечь и по реке можно плыть. Стена же
более однозначна. Открыв принцип границы и взяв за образец ее
фундаментальный вариант - землю, человек создал стену - границу в
чистом виде. "Поставить к стенке" - выражение всем понятное и
закрепившееся в языке не случайно. Абсолютная граница - смерть/5/.
Стена - не событие. Препятствие, предел, конец пути, смерть.
Берег - тоже своего рода стена. Берега делают реку, но что ей до них?
Ее событие- течение. Оно знает перемены, но не знает конца.
Дороги ведут к дверям, а не к стенам.
"Я есть дверь" - говорит пришедшая в сон мира Реальность.
Усовершенствовав стену изобретением двери, человек создал символ
выхода, преодоления смерти, иного мира. Дверь не просто проход в
стене, это стена, которая может стать своей противоположностью. Это и
путь, и преграда. Если путь - то не для всех, и потому символ всегда
подразумевает некоторую избранность. Если преграда - то не всегда.
У Уэлса есть прекрасный рассказ - "Зеленая дверь". А дверной
романтизм Олдоса Хаксли и Джима Моррисона продырявил вены не одному
поколению. Отдельного исследования достоин и нарисованный очаг папы
Карло. Двери, картины, окна - наш мир единственный, где их так много.
В мирах иных хорошо если одна-то дверь найдется, - обратно сюда.
Видеть что-либо значит видеть на своей территории или, в крайнем
случае, на ее границе. Различие лишь в расстоянии. Видимое небо не
запредельно миру, оно лишь ограничивает его. А вот мир за окном - это
здесь, рядом, можно выйти. Окно какбы подразумевает дверь, но
порождает свой символический ряд. Интересной его разновидностью
оказалось зеркало - дверь в иной мир, который рядом и в то же врем
недоступен, - излюбленный атрибут спиритов. Но это архаика (закрывают
зеркала в доме умершего с незапамятных времен), а новые варианты рядом
видимого и недоступного порождают и новые феномены. Теперь уже не
представляется возможным точно определить, в какой мере появление
телевизионного экрана изменило коллективное бессознательное. Но
современные визионеры много реже говорят о дверях и окнах, чем об
экранах. Контактеры похожи на телезрителей. Мой знакомый экстрасенс,
бывший связист ГБ, слышит голос цивилизации Кассиопеи, но ничего не
видит - это понятное исключение. И заклинание простенькое: "Кассиопея,
прием, я Земля". /6/
Многие сны стали похожи на фильмы. Часто можно услышать: "Я
сегодня посмотрел такой интересный сон... Там одна банда у другой
здание отвоевывала". Спрашиваю: а ты где был? "А меня как-то небыло".
Это и есть эффект телевизора. Осознание в таких снах невозможно.
Сновиденческое "я" становится "экраном" образов, на которые
расщепляется личность. Все на экране - разные"я", и в тоже время "меня
как-то нет".
/1/
К.T. в прозрачном сне стал одевать штаны, чтобы выйти из комнаты, и
проснулся. До этого сон был вполне контролируем. Интересны два
обстоятельства: если есть понимание, что происходящее - только сон, то
зачем обязательно одеваться? Странный изъян в полноте осознания. Второе:
сама процедура одевания оказалась рубежом силы, поведенческой границей
контролируемого времени сна. Мне думается, что не граница определена
изъянами контроля, что выбор границы произошел раньше, вне сна, что
именно этот эпизод был "запланирован" телом сновидения как необходимый
предел расхода сновиденческой силы. Контроль во сне мог быть
безупречен, но какие-то психологические нюансы, анализировать которые
здесь не входит в мою задачу, сложились в его обрыв именно этим
образом.
/2/
"И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она
воду от воды... и назвал Бог твердь небом" (БЫТИЕ,1,6-8)
"...воды же были им стеною по правую и по левую руку"
("Исход",14,22)
/3/ /Морозов:/ В этой связи интересен комментарий А.В.Смоляка к
словам камлающей шаманки: "Улица /в Москве, где шаманка ищет душу
больной/ идет снизу вверх.." А.С. комментирует: "по течению реки, как
в амурских селах".
Действительно, улицы первых человеческих поселений как бы
подражали рекам, и воспринимались как реки /у инков это очень явно,
хотя селения в условиях развитой ирригации уже не зависили от рек/.
Любая современная деревня также неосознанно воспринимается как два
берега домов. Восприятие городских улиц продолжает ту же схему, что
видно и в нумерации домов, и в описании направления /"по четной
стороне", "вверх по такой -то улице" и т.п./.
/4/
Сон А.: поднимаюсь по лестнице, слева - стена, справа, за
перилами - ничто (не пустота, а просто нет ничего). Мне преграждает
путь дерево. Пытаюсь обойти его (протиснуться справа) - не получается
Здесь - тема границ и путей в чистом виде. А. и прежде снились
здания, так что мотив лестницы как пути вверх для него органичен. Дерево, соединяющее нижний и верхний миры, архетип Пути, здесь
оказывается преградой, границей, вступающей в противоречие с лестницей
как единственно возможным путем.
Вероятно, увлечение кельтскими, друидическими мотивами и просто
знание о мировом древе было проиграно подсознанием. Архаика пути на
небо вступает в противоречие с пониманием пути вверх в современной
культуре. "Протиснуться не получается" - сейчас это почти у всех.
В более общем случае одна из задач архетипичного сна "внутри
здания" - покинуть его и вернуться обратно. Обычно такое путешествие
сопровождается "подарком силы" - некоторой находкой или событием вне
здания. Здание в упрощённо-общем значении - социум, мир общения, работа, карьера. В этом контексте дополнительный смысл приобретают такие относительно самостоятельные образы, как лестница, коридор, застолье, подъём и спуск, двери, стены и т.п.
/5/
В нашей группе Виктория К. в снах не искала дверей, а проламывала
стены как танк и получала от этого огромное удовольствие. Она не
только не была религиозна, но вообще не считала необходимым что-то
делать со своей жизнью, а о смерти высказывалась с магическим
оптимизмом: "Да нет вообще никакой смерти!".
Мое внимание к символике стены обратил своими тонкими
наблюдениями коллега Дмитрий Олегович Георгиев, и, поскольку очень
многое в этих записях обязано его вкладу в опыт группы, пользуясь
данной оказией выражаю ему свою глубокую признательность.
/6/
Частью мифа о психотронном оружии является вера в то, что через
экран телевизора могут войти в ваш дом. Не статистически влиять на
толпу ( это рационально,) а именно на вас лично. Ведь ваш телевизор -
это дверь в ВАШЕМ доме. (См. рассказ Уэлса "Хрустальный шар", -
фантаст вообще описал многие из едва зарождавшихся архетипов нового
времени)
Я не касаюсь сейчас обоснованности подобных идей. То, что зеркало
может быть проходом (во сне, например) - это отдельный разговор. Здесь
я обрисовываю эволюцию символов, не более.
4
ХРАНИТЕЛИ ОГНЯ
Вероятно, древнейшим из перечисленных символов может считаться
огонь /1/. Племенной очаг - центр, а центр рождает границу. Именно
центр организовывал пространство во времена "до границ" и таким
центром был огонь. Охраняющая территорию сила огня иррациональна. Дело
не в том, что он отпугивает зверей, а в превосходящей всякие
практические соображения магии: сидя у костра, человек чувствует себя
безопасно, глядя в огонь, хотя спина его беззащитна перед мраком леса.
Огонь мог быть и собственно границей, временной стеной, и с
самого начала он же - путь, инфернальным аспектом связанный со змеем,
девяткой, нижним миром /2/, смертью и посмертным существованием. Культ
огня - антитеза культу солнца. Дерево для огня срублено
братьями-близнецами. Обряды прыганья через огонь, огнехождения -
ритуалы со смыслом, который на языке более поздних символов можно
описать фразой: "Стена для чужих, дверь для своих".
Огонь - жизнь племени. Пока он горит, все в порядке. Поэтому
следят за ним, а не за темнотой. Огонь больше человека. Эти архаичные
сила и превосходство для сновидца актуальны в том обстоятельстве, что
зажечь огонь в сновидении значит сделать больше, чем дозволено просто
человеку, частице племени, единице толпы. Те, кто во времена каменных
топоров смотрели во мрак леса, были предшественниками "воинов сна".
Они сами были огнем. Они были хозяевами. И они были одиноки.
/1/: Многие отмечают, что именно огонь, а не солнце,
символически
первичен. Культ огня иногда порождал или принимал форму культа солнца,
но всегда предшествовал ему /Ариэль Голан, "Миф и символ"/.
В упанишадах мировой огонь делится на три, из них собственно
огонь есть один из обликов /наряду с солнцем/ огня Гархапатья, а вода,
соответственно, одним из обликов огня Анвахарьяпачана /наряду с луной,
звездами и странами света/ /2/: Эрлин возразил, что огонь амбивалентен. С признательностью
принимаю это замечание, но оставляю акцент на инфернальном.
Символически мир подземный древнее небесного, огонь как путь на небо
стал ощущаться в позднейшей символике, когда царство мертвых
спроецировалось из недр земли в небесные тверди. Даже в Писании огонь
утрачивает инфернальность лишь в Евангелиях /с терновым кустом - еще
совсем не тот случай/. А вообще еще Юнг подчеркивал, что "все архетипы
имеют как позитивный, благоприятный, светлый, вверхуказующий аспект,
так и указующий вниз, частично негативный и неблагоприятный,
хтонический, но
в дальнейшем - нейтральный аспект " /курсив мой, "Структура психики
и процесс индивидуации"/.